В ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ

В СТА КИЛОМЕТРАХ ОТ МОСКВЫ, НЕДАЛЕКО ОТ ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО, ЕСТЬ НЕОБЫЧНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС, КОТОРЫЙ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ГИМНАЗИЮ, ШКОЛУ ИСКУССТВ И БОЛЕЕ 20 МУЗЕЕВ. КОМПЛЕКС ВОЗНИК В ПРОЦЕССЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ СВЯТО-АЛЕКСЕЕВСКОЙ ПУСТЫНИ И ЗА 25 ЛЕТ ПРИОБРЕЛ ИЗВЕСТНОСТЬ БЛАГОДАРЯ ВЫСОКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ОБРАЗОВАНИЯ, ОСОБЕННОМУ ПОДХОДУ К ОБУЧЕНИЮ, ВОЗРОЖДЕНИЮ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И УСИЛИЯМ ЕГО НАСТОЯТЕЛЯ – ИЕРОМОНАХА ПЕТРА.

Отец Петр, как к вам пришла идея создать подобного рода образовательный комплекс? С чего все началось? 

Когда мы здесь поселились, на этом месте был пустырь, полуразрушенный дом и храм. Ни потолков, ни окон, ни дверей, ни крыши – ничего не было. Мы это все отремонтировали, заселились и через короткое время стали принимать в Пустынь детей-сирот и старушек. Спустя несколько месяцев у нас жили уже 11 детей, и для них в 1995 году мы открыли первую школу.  На тот момент мы даже подумать не могли, что все настолько изменится.

Вы обучаете детей с учетом традиций русской классической школы. Расскажите поподробнее об этой особенности?

Прежде всего, обучение детей письму проходит по традиционной системе, принятой в дореволюционной России. Это письмо в тетрадях с косыми линейками для выработки нужного наклона, горизонтальными линиями, регулирующими высоту.  В современном обучении подобное практикуется только в первом классе. Что это дает? Аккуратное письмо систематизирует процесс мышления. Но самое главное то, что дети пишут с помощью перьевой ручки. Такое письмо позволяет регулировать нажим и заставляет писать аккуратнее.  А это развивает мелкую моторику, благотворно влияет на левое полушарие мозга и интеллект.

Какие методики вы используете в обучении детей?

Если акцентировать внимание на математике, то используем труды великого педагога – Андрея Петровича Киселева. Он начинал работу преподавателем в Воронежской гимназии в 80-х годах XIX века, а в конце 70-х годов ХХ века его методика стала приоритетной.

Следующий фактор – это применение такого традиционного метода в классической русской школе, как физический труд. Его необходимость никогда не подвергалась сомнению ни в академических кругах, ни у практикующих педагогов. Это абсолютно необходимая часть, которую нужно возрождать и которой мы придерживаемся.

Один из самых правильных педагогических методов – это художественное образование, воспитание искусством, вовлечение в него. Он был принят и в советской школе. Было много уроков рисования, пения, в более продвинутых школах детей регулярно вывозили в музеи, в театры, где можно было ознакомиться с искусством. Сейчас в современной школе это все делается чаще всего формально. У нас также увеличено количество уроков словесности и истории по сравнению с современными нормами. Оно возвращено к тому объему, который был до реформ последних десятилетий.

Вы принимаете всех детей?

Безусловно, минимальный отбор существует. Проводится тестирование по математике и русскому языку. Логично, что, если результаты нулевые, мы отказываем… Тестирование проходит по общепринятой учебной программе. Для поступления в нашу гимназию детям нужно получить хотя бы тройку.

Ваши воспитанники в основном сироты и дети из бедных семей?

У нас нет задачи собрать отказных и трудных детей с отклонениями в поведении. Просто так получается, что этих ребят привозят значительно чаще.  У каждого из них своя история: больные родители, или бедная семья, или семья, проживающая в месте, где нет школы.  Факторов, влияющих на поведение, очень много, и мы считаемся с ними, когда берем детей.

А как вы поступаете с «трудными детьми»?

Конечно, совсем крайние степени девиантности или безнравственности ребенка мы не терпим. Мы стараемся привить всем интерес к учебе. Есть такое понятие в педагогике, и не только в ней – мотивация.  Кроме того, мы обеспечиваем и другое условие: постоянный контроль, дисциплину.  Очень многие дети учатся плохо не потому, что они не способны на лучшие результаты. Причина в том, что детей всерьез никто не понуждает к усердию, к применению усилий.

Как вы относитесь к инклюзивному образованию?

Инклюзивное образование – вещь крайне вредная. Учить детей с особенностями развития вместе с обычными означает загубить вместе и тех и других. Необходимо возвращать специализированные учреждения. В нашей школе много коррекционных детей, мы как раз являемся самой настоящей инклюзивной школой. У нас процент таких детей выше, чем в любом самом передовом московском учреждении, но не потому, что мы считаем, что это правильно, а потому, что мы вынуждены по социальным показаниям принимать таких детей. Когда мы их уже приняли, мы обязаны с ними работать, но они, к сожалению, не могут успевать по нашей программе обучения. Аналогичные проблемы и с детьми с особенностями соматического здоровья (глухота, слепота и т.п.).

Вы можете похвастаться успехами ваших выпускников?

Гимназия обеспечивает высокий уровень обучения. Подавляющее большинство выпускников поступает в высшие учебные заведения, несколько процентов – выбирает другой путь.

А вы поддерживаете общение с ними?

11 июня мы впервые делали «День выпускников». Съехались выпускники всех лет, такой масштабной встречи у нас еще не было. Обычно дети приезжали по отдельности. Конечно, мы поддерживаем с ними связь. Иногда помогаем им материально, выплачиваем стипендию. Это незначительные средства, но все равно они больше стипендии в ВУЗе. Также мы даем им продукты в любом количестве. Детям, лишенным родительской поддержки, помогаем сезонным гардеробом.

Расскажите, как организована жизнь ваших воспитанников?

От подъема до отбоя дети непрерывно заняты. Самое опасное время для школьника, когда он ничем не занят.  Константин Дмитриевич Ушинский сказал, что наиболее всего надо избегать такого времени, когда у учащегося не остается никакого дела в руках, никакой мысли в голове, потому что именно в этот момент портится и ум, и сердце, и совесть. Поэтому неконтролируемого досуга, а тем более времени, не занятого какой-либо идеей, быть не должно в принципе. Любой свободный час должен быть чему-то посвящен.  Многие наши мальчики стремятся в кадетский корпус. Дети начальной школы никак не могут дождаться, когда они смогут получить строевую подготовку. Нам даже пришлось устроить для них своеобразную имитацию. Назвали мы это прокадетским корпусом. И несколько старших кадетов занимаются с малышами. Сейчас мы всерьез думаем об организации такой прокадетской структуры. У всех детей обязательно присутствует эстетическое развитие. Почти каждый день – пение, художественные направления, очень много спорта. В Пустыни больше 20 музеев, где проходят практические занятия. И конечно, труд. С 1-го по 7-й класс это трудовая школа, по два часа в день. С 7-го класса занятия в техникуме. Ежедневный труд порядка двух часов зимой – это и расчистка дорожек, и работы в живом уголке, летом школьный огород, участие в содержании садов, ягодников, уход за зверятами в мини-зоопарке.

Как вы набирали педагогов?

Наши педагоги – это люди, которых мы долгие годы тщательно отбирали. У нас была практика, когда мы стремились к тому, чтобы у нас работало как можно больше вузовских преподавателей. Но она себя не оправдала. Она подходит учреждениям для одаренных детей. В обычных школах это не приносит пользы, потому что методики подачи материала абсолютно различны. И вузовские преподаватели, если у них нет опыта работы в школе, считают, что это тот же институт, только здесь учатся маленькие «студентики», и нужно давать материал попроще, но теми же методами. А это не так. У нас есть педагоги, защитившие кандидатские и докторские диссертации. Один из них – профессор университета в Москве, но работает и у нас параллельно.

Но все эти люди вышли из школы. Есть учителя среди местных жителей, и это самая продуктивная часть, потому что они находятся здесь круглые сутки. И они постоянно принимают участие в педагогическом процессе и в учебные часы, и даже в свое личное время занимаются детьми, образованием. Но большая часть – это учителя, работающие по найму, они приезжают к нам в служебном автобусе из Сергиева Посада, Переславля-Залесского, Москвы.

А чем занимаются дети в свой выходной день?

В нашей школе развита культурная жизнь. Прежде всего это концерты, спектакли либо творческие вечера. В процентном соотношении больше всего музыкальных концертов. В один из прошлых годов у нас было 60 таких мероприятий. Если считать, что в году 52 недели, то получается, что их больше чем по одному в неделю. К нам приезжают известные и талантливые музыканты. Буквально вчера у нас выступал Академический хор Минина. Поэтому по воскресеньям у нас чаще всего проходят концерты. После начинается самое «увлекательное»: исправление двоек. А у тех ребят, которые успешно закончили неделю, свободное время проходит в кружках либо на стадионе.

Кто занимается приглашением музыкантов в школу?

Директор школы искусств. У нас с большинством из музыкальных коллективов сложилась крепкая дружба.

А чем занимаются дети в летние каникулы?

Раньше мы каждый год вывозили ребят в детские лагеря. Но вот уже третье лето мы не можем себе такого позволить, так как не хватает средств. Мы посчитали: на то, чтобы вывести детей в лагерь, придется потратить несколько миллионов рублей, это при условии, что в среднем на каждого ребенка будет потрачено в течение месяца 15 тысяч (решили попытаться жить на 500 рублей). Но и таких денег у нас сейчас нет, мы много к кому обращались за помощью, но никто пока не ответил. Поэтому придется что-то придумывать, скорее всего будут организованы походы на байдарках.

Помимо этого в чем еще нуждается Свято-Алексеевская Пустынь?

Содержание нашего образовательного и социального комплекса обходится очень дорого, и нам приходиться искать помощи у благодетелей. Важным подспорьем являются любые сто рублей частных жертвователей. Сейчас очень остро стоит вопрос о строительстве артезианской скважины, так как старая отработала свой ресурс и в любой момент может остановиться. Другого источника воды у нас нет. Есть и множество других проблем. Для доброго сердца и отзывчивой души найдется к чему применить свои возможности!

Сегодня в России меняется отношение к благотворительности?

По моему ощущению, благотворительность вымирает. Люди перестали понимать, что в сложных условиях нужно помогать. Народ потерял интерес к помощи ближнему. Наша организация обслуживает себя сама, наш рабочий день обычно длится по 15 часов, у нас есть свое хозяйство. И поэтому большую часть продуктов мы производим сами, кормим и стариков, и детей, и рабочий персонал. Но есть такие продукты, которые своим хозяйством не произведешь, приходится искать средства. Дорого обходится электричество, газ, ГСМ, запчасти. А найти помощь все сложнее.

Полина Павлова