В СТРАНЕ ТАЛАНТОВ

Владимир Спиваков, выдающийся скрипач и дирижер, основавший в 1994 году собственный благотворительный фонд, – о том, что заставило его в перестройку вернуться в Россию, почему благотворительность стала делом его жизни и как талантливого ребенка воспитать вундеркиндом.

Владимир Спиваков, В стране талантов

Владимир Теодорович, вы основали свой фонд в 1994 году. Это было не самое легкое время для нашей страны. Что вас подвигло на его создание и с какими основными сложностями вы тогда столкнулись?

Когда произошло страшное политическое «землетрясение» – распад Советского Союза, – я понял, что пострадают самые уязвимые сегменты человеческого сообщества – это старики и дети. Тогда я сам себя спросил: что я могу сделать?.. Так впоследствии вместе с друзьями мы и создали фонд. А что касается сложностей, то первые деньги – довольно крупная сумма, собранная не только мной, – испарились вместе с банком, в который мы их положили. Где сейчас банк и те люди, которые исчезли вместе с ним? Бог весть… Теперь, когда фонду много лет, таких проблем у нас нет, тем более что для меня во всем мире открыты двери.

В 1990-е годы многие деятели культуры с семьями навсегда уехали жить за границу. Почему вы не последовали их примеру?

В то время мы три года с оркестром «Виртуозы Москвы» работали по контракту в Испании под патронатом принца Астурийского, ныне короля Испании Филиппа. Потом контракт закончился и надо было возвращаться домой. Некоторые из музыкантов оркестра остались жить за границей. Что касается меня, то я считаю так – каждый человек имеет право на выбор. Те люди, которые захотели вернуться, вернулись. Именно с ними, набрав новых молодых музыкантов, мы стали «Виртуозами Москвы», опус 2, и продолжаем нести имя столицы нашей Родины, прославляя ее вот уже в течение 35 лет.

Одна из задач вашего фонда – помощь детям, одаренным в музыке и изобразительном искусстве. Согласны ли вы с мнением, что большинство талантливых детей рождаются в провинции?

Талантливые дети есть везде. Абсолютно каждый ребенок рождается наделенный талантом. Задача родителей разглядеть эту божью искру и помочь ее развить таким образом, чтобы маленький человек шел к своему предназначению.

Ваш фонд также помогает детским домам, больницам, детям-инвалидам. В чем заключается эта помощь?

Среди стипендиатов всегда были одаренные дети, а также и дети-инвалиды. Фонд помогает ребятам не только на профессиональном поприще, но и уделяет большое внимание вопросам здоровья. Например, ежегодно фонд организует медицинские обследования для своих подопечных – детей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах. В 2015 году более 450 детей участвовали в программе обследований: учащиеся, среди которых были и беженцы из восточных областей Украины, а также педагоги нескольких школ получили медицинские страховки. Среди близких друзей нашего фонда – выдающиеся доктора Леонид Рошаль и Лео Бокерия. Мы постоянно сотрудничаем с клиниками, которыми руководят эти замечательные врачи. Помимо этого фонд поддерживал строительство Первого детского хосписа в Москве, также в Российской детской клинической больнице мы профинансировали более 300 различных операций.

Владимир Спиваков, В стране талантов

Сейчас много говорят о том, что бизнес активно спонсирует искусство. Это действительно так?

Не могу сказать, что бизнес сейчас активно спонсирует искусство. Зачастую отсутствие этого объясняется тем, что в России нет закона о меценатстве. А он необходим, чтобы поощрять людей, готовых заниматься благотворительностью, поддерживать культуру, искусство.

Что касается государства, ваш фонд ощущает его поддержку?

Департамент культуры правительства Москвы проявляет заботу о фонде и о нашем фестивале. На сегодняшний день на участие в XIII фестивале «Москва встречает друзей» уже подано более 50 заявок из разных стран мира, не говоря про российских участников. Также у фонда есть друзья, которые помогают нам по возможности. Ну и я, соответственно, не нахожусь в стороне. Фонд – это самое лучшее, что я сделал в жизни!

Говоря о музыкальной сфере, какая страна, на ваш взгляд, имеет наиболее эффективную модель благотворительности в этом направлении?

Думаю, что США. Потому что люди, которые отдают свои средства на благотворительность, освобождены от уплаты какой-то части налогов. Таким образом, получается обоюдная выгода.

Вы общаетесь с талантливыми детьми, часто ли среди них встречаются вундеркинды? Как вы думаете, быть вундеркиндом – это дар или тяжелая ноша?

Это крест, который приходится многим нести всю жизнь. Но, как известно, не все вундеркинды вырастают гениями. Этому много причин. Например, у ребенка до переходного периода все получается интуитивно, само собой… А потом вдруг человек начинает задумываться, почему раньше все легко получалось, а теперь не получается. Это очень опасный момент для ребенка, и вот тут важна роль педагога и общая атмосфера. Некоторые так и остаются вундеркиндами в «форме» воспоминания, а единицы вырастают в гениальных музыкантов, таких как Евгений Кисин и Григорий Соколов.

Талант в ребенке нужно не только распознать, но и помочь ему в развитии. Как сейчас обстоят дела с педагогикой в России? Ведь и многие хорошие учителя уехали из страны в те же 1990-е.

Сейчас трудное время. Действительно, многие выдающиеся личности ушли из жизни. Некоторые уехали из России. Тем не менее русская педагогическая школа не исчезла. По какой школе дети во всем мире учатся игре на фортепиано? По школе Николаева. Те педагоги, которые уехали и работают за границей – Борис Кушнир, Захар Брон или Дмитрий Башкиров, – прославляют своим трудом и учениками именно русскую педагогическую школу. Давайте смотреть на мир шире. Если есть врачи «без границ», почему не могут быть педагоги «без границ»? Музыка не имеет преград, это всеобщая человеческая речь, которая понятна каждому.

В последнее время на международных конкурсах все чаще побеждают китайцы, корейцы. С чем это связано: у них сильная школа, много талантов или, как говорила Елена Васильевна Образцова в одном из наших интервью, здесь могут сыграть не последнюю роль крупные фирмы из этих стран, которые спонсируют данные конкурсы?

Думаю, дело в том, что в Китае родители детей считают безусловным тот факт, что ребенок обязательно должен заниматься каким-то видом искусства. Это дает свои плоды – например, ежегодно музыкальные школы Китая выпускают около 10 000 000 молодых музыкантов. И спонсоры тут ни при чем. Такое отношение к образованию в области искусства может вызывать только восхищение, поскольку искусство – это часть великой истины!

Владимир Спиваков, В стране талантов

millionaire.ru, май/июнь, 2016