ИГРА НА ПУБЛИКУ

В этом театре все делается на потребу зрителя. Это и есть главный секрет оглушительного успеха рестлинга

 

Рестлинг часто называют спортом и вообще применяют к нему спортивную терминологию. Однако наиболее правильное определение – театрализованное спортивно-развлекательное шоу. В рестлинге очень важна игра на публику. Роли соперников здесь заранее распределены, весь ход поединка, победители и проигравшие, а также все приемы, удары, броски, захваты и даже реплики прописаны в сценарии и согласованы до начала поединка. Эти постановочные бои – театральные, красочные, в них участвуют очень колоритные персонажи, а сюжеты, написанные сценаристами, часто изобилуют неожиданными поворотами и нередко выходят за пределы ринга, что еще больше подогревает публику и заставляет ее сопереживать своим кумирам.

О начале истории рестлинга единого мнения нет. Истоки этого шоу – это цирковые представления конца XIX – начала XX веков с участием борцов. Владельцы цирков, стремясь собрать большую кассу, а не выявить сильнейшего борца, устраивали постановочные бои, срежиссированные так, чтобы завладеть вниманием зрителей. Схватки должны были длиться довольно долго, дабы обеспечить публике захватывающее зрелище, во время которого борцы могли продемонстрировать разнообразные эффектные броски, захваты, болевые приемы, устроить словесную перепалку, к которой часто подключались зрители. В те времена постановочный характер таких турниров тщательно скрывался и публика пребывала в неведении, наивно веря, что наблюдает за драматичными поединками силачей. В России подобный вид развлечения был довольно популярен, поэтому в цирках нередко устраивали «чемпионаты по французской борьбе», в которых принимали участие такие знаменитости, как Иван Поддубный и Иван Заикин.

Родиной рестлинга считается Северная Америка, откуда он распространился на Мексику и страны Латинской Америки. Большой популярностью это шоу пользуется в Бразилии и завоевывает все новых поклонников в Японии. Но настоящей Меккой рестлинга остаются США, где турниры собирают многотысячные стадионы, а наиболее успешные рестлеры своей известностью и гонорарами вполне могут потягаться с голливудскими звездами. Второе рождение реслинга справедливо связывают с появлением телевидения, которое открыло колоссальные возможности для привлечения публики и популяризации шоу. Современный рестлинг далеко ушел от циркового или карнавального представления, каким он был в еще начале прошлого века, и превратился в отдельную индустрию развлечений с миллионными годовыми оборотами. На главное ежегодное событие в мире рестлинга – турнир «Рестлмания» – приходят посмотреть по 100 000 человек и миллионы собираются у телевизоров. В рейтинге спортивных брендов Forbes «Рестлмания» занимает ни много ни мало пятое место, пропустив вперед только Супербоул, Олимпиады и чемпионаты мира по футболу. В уже далеком 2015 году контент WWE (Всемирной федерации рестлинга) в YouTube, по данным Forbes, собрал более 8 млн просмотров. И рестлинг на достигнутом останавливаться явно не намерен.

Хотя рестлинг нельзя назвать спортом, все участники турниров имеют очень высокую спортивную подготовку и просто обязаны владеть техниками боя. Современный рестлинг – это смесь эффектных приемов, взятых из греко-римской борьбы, различных единоборств, рукопашного боя, акробатических трюков и маневров. Для пущей зрелищности рестлеры нередко используют подручные предметы – стулья, лестницы, столы, кувалды, дерутся в клетках, опрокидывают друг на друга шкафы, бросают своих соперников на капоты автомобилей, прыгают на своих визави с ограждения ринга или специально построенных вышек. Все эти действия прописаны сценаристами в сюжетах матчей. Возникающие по ходу представления «неожиданности» и «сюрпризы», как правило, тоже предусмотрены заранее и включаются с сюжетную линию шоу для поддержания зрительского интереса.

Как таковых правил в рестлинге не существует. Есть только определенные стандарты и запреты. Например, соперникам не позволяется проводить удары закрытым кулаком и носком ботинка, также нельзя кусаться, бить по глазам, проводить удушающие приемы. Рефери прерывает поединок, если атакованный рестлер схватился за канаты или в момент удержания его нога или рука находятся на канате или под ним. Для победы рестлеру достаточно провести удержание соперника, положив его на лопатки, применить болевой прием, после которого оппонент не может продолжать поединок, отправить визави в нокаут, выкинуть его за пределы ринга на продолжительное время. Победа может быть засчитана и в связи с дисквалификацией соперника.

Роли между рестлерами распределяют сценаристы, которые непременно учитывают реакцию зрительного зала на каждого из спортсменов. Основная концепция представления несложна – «хорошие против плохих». Первые предстают в образе благородных, честных и бескомпромиссных персонажей. В отличие от них «плохиши» часто используют запрещенные приемы, действуют исподтишка, обманывают и «избивают» судей. Этот сюжет может быть реализован как в бою один на один, так и с участием сразу нескольких рестлеров. Впрочем, в современном рестлинге роли часто довольно размыты и один и тот же спортсмен может перекочевывать из стана «плохих» в стан «хороших» и наоборот.

Несмотря на то что все бои в рестлинге постановочные, тем не менее от травм, в том числе и очень серьезных, никто из участников шоу не застрахован. Во время представления многие рестлеры выполняют весьма сложные акробатические приемы, требующие прекрасного владения телом. Малейшая ошибка в ходе выступления может стоить здоровья и даже жизни участникам поединка. Самый трагичный случай произошел в 2015 году, когда мексиканский рестлер Перро Агуайо-младший получил перелом шейных позвонков от удара, нанесенного Рэем Мистерио, и в результате скончался. Японский рестлер Хаябуса, неудачно выполнивший сальто, сломал позвоночник и остаток жизни был парализован. Многие из рестлеров прошли через черепно-мозговые травмы. В 2007 году канадский рестлер Крис Бенуа, страдавший от повреждений головного мозга, убил свою жену и сына, после чего повесился сам. Еще одна проблема профессиональных рестлеров – применение анаболических стероидов, анальгетиков и других стимулирующих медикаментозных препаратов.

Среди рестлеров немало известных личностей, сделавших карьеру в кино и на телевидении, ставших медийными персонажами, титанами шоу-бизнеса. Так, Халка Хогана принято называть самым узнаваемым рестлером в истории и самым популярным рестлером 1980-х. Он пережил головокружительный успех в WWE, став 12-кратным чемпионом мира в тяжелом весе и был введен в Зал славы WWE. Его запоминающаяся внешность всегда привлекала кинорежиссеров, и Халк снялся более чем в 30 кино- и телефильмах, среди которых такие известные, как «Рокки-3», «Спасатели Малибу», «Крутой Уокер». Еще в пяти фильмах Халк выступил как исполнительный продюсер. Среди других бойцов, прославившихся за пределами ринга – Джесси Вентура, ставший губернатором Миннесоты, Мистер Ти, сделавший карьеру в Голливуде, и Мик Фоли, занявшийся писательским ремеслом.