Любимая игра некоторых миллионеров.

Затонувшие корабли

Клайв Палмер

Клайв Палмер

Один из самых богатых людей Австралии – миллиардер Клайв Палмер (на данный момент является пятым в списке самых богатых людей Австралии, его состояние насчитывает примерно $5,2 млрд) решил построить точную копию круизного лайнера «Титаник». Палмер сколотил свое состояние в угольной отрасли, однако затем занялся развитием туризма. Ему принадлежит люкс-курорт в прибрежном районе австралийского штата Квинсленд (на северо-востоке Австралии). В рамках расширения своего бизнеса Палмер планирует создать целый флот курортных лайнеров.

Изготовит «Титаника» XXI века государственная китайская судостроительная компания CSC Jinling. По замыслу Палмера, внешне новое судно будет как две капли похоже на своего предшественника, сошедшего с верфей компании «Харланд энд Вулф» в североирландском Белфасте более века назад. Однако, памятуя о печальной судьбе «Титаника», в новой версии этот пассажирский лайнер решено снабдить самым современным судовым оборудованием.

В 2016 году «Титаник-2» отправится по тому же маршруту, по которому оригинальный лайнер следовал из Великобритании к берегам Соединенных Штатов. Возможно, в этом путешествии его будут сопровождать также китайские военные суда.

Пол Аллен

Пол Аллен

Американский миллиардер Пол Аллен, создавший вместе с Биллом Гейтсом компанию Microsoft, обнаружил на дне моря Сибуян потопленный в 1944 году линкор японского императорского флота «Мусаси».

Аллену, обладателю состояния в $13 млрд долларов, принадлежит одна из самых больших яхт в мире Octopus (126 метров в длину). Две мини-субмарины, которыми снабжено это судно, используются для проведения подводных археологических экспедиций. В последнее время Octopus курсировала в островном море Филиппинского архипелага Сибуян, где 2 марта 2015 года участники частной экспедиции и нашли корпус суперлинкора «Мусаси».

Аллен организовал уже несколько подводных экспедиций. В 2012 году его команда обнаружила судовой колокол потопленного немцами 24 мая 1941 года британского крейсера «Худ». В 2010-м субмарины Octopus в обстановке полной секретности провели обследование берегов Исландии.

«Мусаси» и однотипный с ним «Ямато» были крупнейшими линкорами в истории мировых флотов. Корабль, строившийся с 1938 по 1942 год, имел полное водоизмещение 72 тысячи тонн, развивал скорость до 27,5 узла и был вооружен девятью 460-миллиметровыми орудиями главного калибра, не считая многочисленной вспомогательной и зенитной артиллерии. 24 октября 1944 года «Мусаси» был потоплен американской авиацией.

Пол Гарднер Аллен в1983 году покинул Microsoft, сохранив за собой часть акций и место в совете директоров. В 2011 году он занимал 57-е место в списке журнала Forbes с капиталом в 13 млрд долларов. Аллен стал заниматься инвестированием, в частности в 2000-е годы субсидировал создание первого частного суборбитального корабля SpaceShipOne. В 2005 году он вложил деньги в строительство большого радиотелескопа для поиска внеземной жизни.

Говард Хьюз

Говард Хьюз

24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке вышла на боевое патрулирование дизельная подводная лодка К-129 с тремя новейшими баллистическими ракетами. 8 марта корабль не вышел на связь. Двухмесячный поиск в районе, где могла затонуть подлодка, закончился неудачей. Моряков (всего 97 человек) официально признали погибшими, вдовам подводников и их детям дали пенсии. Однако в материалах правительственной комиссии, долго расследовавшей аварию, не исключалась и версия угона субмарины.

Через несколько лет нашу подлодку нашли американцы. Она затонула на глубине пяти километров – с такой глубины кораблей еще не поднимали. Помимо технической сложности операция грозила американцам и политическим скандалом, так как грубо нарушала международный морской обычай, согласно которому военный корабль, затонувший с членами экипажа в нейтральных водах, считается братским воинским захоронением и без соответствующего разрешения его трогать нельзя… Поднять советскую лодку взялась компания, которую возглавлял знаменитый миллиардер Говард Хьюз. Все работы были строго секретными. Тысячи людей, задействованные в проекте, даже не догадывались, что именно они должны поднять со дна моря. Но волей случая тайный проект стал достоянием общественности.

В ночь на 5 июня 1974 года в Лос-Анджелесе грабители пробрались в помещение офиса Хьюза на Ромейн-стрит и вскрыли сейф, где нашли не деньги, а кое-какие документы, которые и прихватили с собой.

Ознакомившись с бумагами, бандиты узнали, что по заданию и на деньги ЦРУ Говард Хьюз построил специальное судно «Гломар Эксплорер» для подъема русской подводной лодки, затонувшей на большой глубине. Грабители решили шантажировать ЦРУ, потребовав полмиллиона долларов за возврат совершенно секретных документов. В конце концов газета «Лос-Анджелес таймс» поместила сенсационную статью о сделке ЦРУ с Хьюзом…

При подъеме корабль разломился и большая его часть ушла обратно на дно. С останками нескольких русских моряков, найденных в оставшемся фрагменте подлодки, американцы поступили достойно. По погибшим отслужили молебен на английском и русском языках, были исполнены государственные гимны двух стран, а затем контейнер с останками подводников по морскому обычаю опустили в океан на глубину около четырех километров…

В октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс, побывавший с визитом в Москве, передал президенту Ельцину видеопленку, на которой была запечатлена процедура захоронения советских моряков.

Владимир Путин и средства гранта Российского географического общества

Владимир Путин в Си-эксплорер-5

Фрегат «Олег», деревянный парусно-винтовой фрегат – флагманский корабль императора Александра II, был спущен на воду 4 июля 1860 года, а 3 августа 1869 года затонул в результате столкновения с броненосной батареей «Кремль» между островами Гогланд и Соммерс.

Это последнее сохранившееся судно своего типа. Корабль назван в честь князя Олега, того самого Вещего Олега, которого сгубили самодурство и склонность к позерству.

Ирония судьбы, но это же погубило и фрегат. В честь приезда императора Александра был устроен парад, на котором военные корабли должны были выполнить ряд сложных маневров.

Кому-то из организаторов парада показалось, что будет очень здорово, если все корабли пройдут строем в ряд, а затем повернут на 90 градусов и перестроятся в цепочку. Маневр абсолютно бессмысленный с точки зрения военно-морского искусства.

Броненосная батарея «Кремль» не смогла повернуть вовремя, командир запаниковал (еще бы, опозориться на глазах у императора), попытался вклиниться в общий строй и ударил острым тараном фрегат «Олег» в борт около машинного отделения.

Вторым неверным решением капитана батареи было скомандовать «полный назад». В открытую брешь в борту «Олега» хлынула вода, и он, лишенный поддержки, затонул менее чем за 15 минут. Надо отдать должное капитану «Олега» – почти никто из команды не погиб. В числе тех, кто остался на тонущем судне, – молодой офицер, стоявший на часах у корабельного сейфа.

По всей видимости, он понимал, что происходит, но не посмел покинуть пост без приказа.

Император, несмотря ни на что, пребывал в благодушном настроении, и никто не был наказан. Были планы по подъему фрегата, и даже разработали проект подъема с использованием военных судов в качестве понтонов, но все закончилось ничем.

Мачты судна были настолько высокими, что торчали из воды и представляли опасность для проходящих судов, поэтому их взорвали.

В настоящее время в рамках проекта «Морская слава России» на средства гранта РГО проходят исследования фрегата. Поднимать корабль признано нецелесообразным, рассматривается возможность создания реконструкции, куда будут помещены предметы, поднятые с корабля. В частности, на фрегате хорошо сохранилась посуда, произведенная на Корниловском заводе фарфора, и резная мебель.

Владимир Путин на подводном аппарате «Си-эксплорер-5» в июле 2014 года совершил погружение к месту в Финском заливе, где был найден затонувший корабль.

Мел Фишер

 Мел Фишер

Самый известный и удачливый американский охотник за сокровищами.

После того как в начале 1960-х годов Фишер обнаружил и поднял часть груза испанского каравана, затонувшего в 1715 году к востоку от Флориды, он устремился на поиски нового объекта – легендарного галеона «Аточа». Груз «Аточи» состоял из золота и серебра.

Экономике Испании был нанесен серьезный урон, когда «Аточа» в числе других судов каравана 1622 года был потоплен ураганом вскоре после отплытия из Гаваны в Испанию.

Мел Фишер обнаружил сокровища 20 июля 1985 года. Главная могила «Аточи» хранила более 200 золотых и более 1100 серебряных слитков (весом от 15 до 37 кг каждый). А также ювелирные изделия – золотые кольца, цепи, кулоны, броши и изумительной красоты крест, украшенный изумрудами.

Были подняты и предметы повседневного быта: блюда, миски, кастрюли и одежда. Обнаружен целый арсенал оружия XVII века. Извлекли и личный сундучок штурмана с комплектом бронзовых инструментов, включая прекрасно сохранившуюся астролябию. Общая стоимость найденных сокровищ оценивается более чем в $400 млн. Двадцать процентов найденного получил штат, двадцать – инвесторы, остальное досталось самому Мелу Фишеру.

С тех пор удача его не покидала. Он нашел столь же богатый галеон Santa Margarita, затем каравеллу конкистадоров: с нее подняли бомбарды, изъеденные ржавчиной шлемы, бронзовые циркули и наконечники алебард. Фишер стал легендой всего калифорнийского побережья и при жизни вошел в историю подводной археологии – такого количества фантастических находок больше нет ни у кого.

Захватывающие результаты долгой погони Мела Фишера за морскими кладами можно увидеть в его музее на Ки-Уэсте, где многие из золотых и серебряных ценностей, спасенные от безвременья, сейчас выставлены в изящных витринах.

Артем Тарасов

Артем Тарасов

«Фрау Мария», затонувший корабль, перевозивший из Голландии произведения искусства, приобретенные Екатериной II для Эрмитажа и Царского Села, потерпел крушение в 1771 году недалеко от Аландских островов в Балтийском море. Груз включал коллекцию саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток, около 300 картин фламандских художников, среди которых могут находиться и полотна Рембрандта. Специалисты рассчитывают, что картины были упакованы не в обычные ящики, а в свинцовые колбы, залитые воском, что, возможно, обеспечит их сохранность даже после столетий, проведенных под водой.

После крушения судна Екатерина II в течение двух лет пыталась договориться со шведским королем Густавом III о том, чтобы груз был поднят из территориальных вод Швеции и доставлен в Россию. Работы были начаты, но судна почему-то не оказалось на месте крушения.

По оценкам некоторых экспертов сокровища, остающиеся на балтийском дне, стоят не менее 1,5 млрд евро. Корабль был обнаружен финским ныряльщиком в 1999 году на глубине в 41 м, но до сих пор остается неподнятым. Место его затопления – экологический заповедник, все перемещения на территории которого требуют дополнительных согласований.

В 2010 году к затонувшему судну отправилась морская экспедиция международной экспертной группы. С российской стороны в экспедиции принимал участие президент благотворительного фонда «Спасение культурно-исторических ценностей», известный политик и бизнесмен, первый легальный советский миллионер – Артем Тарасов. Было объявлено, что работы продлятся семь лет до 2017 года и будут стоит 80 млн евро. Переговоры о подъеме корабля между Россией и Финляндией ведутся с 2008 года. На художественное наследие претендуют четыре государства: собственно Россия, Голландия, откуда плыл корабль, Финляндия, в территориальных водах которой находится судно, а также Швеция, которой в XVIII веке Финляндия и принадлежала.

По закону о памятниках древности Финляндии, если судно и груз пробудут в ее водах 100 лет, то они по праву будут принадлежать одной лишь финской стороне, а столетие Финляндской Республики приходится на 2018 год. Очевидно, что финская сторона всеми силами пытается протянуть время до 2018 года, после этой даты вопрос принадлежности груза «Фрау Марии» снимется автоматически.

Артем Тарасов пока выступил в роли писателя. В Москве вышла его книга «Тайны «Фрау Марии». Мнимый барон Рефицюль».

Джефф Безос

Джефф Безос

Двигатели ракеты-носителя «Сатурн-5», отправившей в 1969 году к Луне экспедицию американского астронавта Нила Армстронга, подняты со дна Атлантического океана. Они стали второй в истории важной космической реликвией, поднятой со дна океана. Экспедицию по подъему артефактов организовал на свои личные средства основатель и исполнительный директор крупнейшего мирового онлайн-ритейлера Amazon, один из богатейших людей США Джефф Безос. Сотрудники аэрокосмической компании Безоса Blue Origin обнаружили при помощи гидролокаторов фрагменты ракеты-носителя на глубине около 4,3 км.

Формально двигатели, которые были установлены на первой ступени ракеты-носителя «Сатурн-5», являются собственностью NASA, поэтому Джеффу Безосу придется передать их американскому космическому агентству. Проведя более 40 лет на дне Атлантики, они подверглись сильной коррозии.

Поднятые со дна Атлантики двигатели были разработаны американской аэрокосмической корпорацией Rocketdyne в 1955 году. До настоящего времени они остаются самыми мощными однокамерными жидкостными ракетными двигателями. За две с половиной минуты работы пять таких двигателей поднимали ракету-носитель «Сатурн-5» на высоту 58 километров, придавая ей скорость 9656 километров в час.

Двигатели «Сатурна» стали второй в истории важной космической реликвией, поднятой со дна океана. В 1999 году телеканал Discovery организовал экспедицию, в результате которой NASA была возвращена спускаемая капсула космического корабля «Меркурий-4», на котором астронавт Вирджил Гриссом совершил третий в истории орбитальный полет.

ФАКТЫ

Корабль Андреа Дориа

Учеными подсчитано, что в течение последних 2000 лет до 500 кораблей каждый год становились жертвами стихии. Соответственно на дне морском нашли свой покой не менее миллиона судов разных эпох и народов. Существуют районы Мирового океана, где дно буквально усеяно затонувшими кораблями. Такие места называют «кладбища кораблей».

Они возникли именно там, где постоянно происходят неблагоприятные для мореплавателей явления, такие как туманы, мели, опасные рифы и сильные штормы.

Самые внушительные кладбища затонувших кораблей находятся в районе «треугольника сокровищ», в основном в районах Мексиканского залива и Карибского моря. Только у берегов Мексики, по данным исторических хроник, с 1521 по 1830 год потерпели крушение тысячи кораблей, везущие огромные богатства.

В СНГ для поисков затонувших кораблей созданы судноподьемные организации. В апреле 1981 года совместными усилиями советских и английских ученых с глубины 260 метров были подняты сокровища корабля «Эдинбург». Этот английский крейсер пал в бою с германскими кораблями и в результате боя затонул, утащив на дно пять тонн золотых слитков, плату за оружие, купленное для борьбы с фашистами. Треть найденных сокровищ была возвращена бывшему СССР.

Тысячи кораблей, сотни тысяч предметов. Куда это все девать и кто этим должен заниматься, за какие деньги?

Большая часть истории канет в Лету, так и не увиденная и не найденная никем. Этим аргументом обычно прикрываются черные копатели: «Все равно добро пропадет». Нередки случаи, когда ценнейшие находки сохранялись именно благодаря нелегальным археологам, но чаще найденные предметы приходят в полную негодность.

Тем, кому приходится нырять в холодные воды Балтики, не позавидуешь. Температура на дне круглый год не поднимается выше трех градусов по Цельсию. Видимость тоже не подарок – пять-восемь можно считать за счастье. Но чаще приходится работать на ощупь. Мощный подводный фонарь выглядит как унылое желтое пятнышко.

Находят ли они артефакты? О да!

Предметы быта: бутылки, тарелки, прочая керамика. Все то, что может помочь в работе идентифицировать корабль. Но чаще всего судно, лежащее на дне Балтики, – это просто груда досок. И оно невероятно ценно.

Залезть внутрь решаются только самые отчаянные. Недра корабля покрыты слоем ила, одно неверное движение – и эта муть уже повисла в воде, и не видно ни зги. Ил даже на потолке – от пузырей выдыхаемого воздуха муть падает сверху. Вдох – задержал дыхание – что-то увидел. Выдох – наступила ночь.

Под водой корабли разрушаются под действием воды, времени, штормов. Медленно, но верно. Кроме того, они могут быть разграблены черными копателями. Но на суше без обработки и консервации артефакты гибнут еще быстрее.

Константин Богданов

Лефортъ

Парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи «Лефорт» был заложен в 1833 году в Санкт-Петербурге и через два года спущен на воду. Он оборонял Кронштадт во время Крымской войны, но в боевых действиях не участвовал. В 1857 году корабль перевернулся по пути из Ревеля в Кронштадт. Гибель 84-пушечного линейного «Лефорта» по числу жертв является самой крупной катастрофой в истории Российского императорского флота. В общем списке крупнейших морских катастроф мира сегодня она занимает 20-е место.

Крушение «Лефорта» вот уже полтора столетия занимает умы следователей и историков. Как отмечается на тематическом портале «Тайны затонувших кораблей», «мгновенная гибель такого количества людей потрясла Петербург и породила много мистических версий трагедии». Причина гибели «Лефорта» так и осталась загадкой, так как расчеты убедительно показывают, что при имевшихся на нем парусах он не мог быть опрокинут ветром. Материалы следственного дела показывают, что точное число погибших составило 843 человека, включая 14 офицеров, 61 унтер-офицера, 683 рядовых, 66 женщин и 19 детей. В 1858 году под впечатлением гибели корабля известным художником-маринистом И.К. Айвазовским была написана аллегорическая картина «Память погибшего корабля «Лефорт».

Специалисты отмечают, что сегодня мы можем рассматривать лежащие на дне останки «Лефорта» как уникальный по любым мировым меркам комплекс материальной культуры России XIX в., представляющий особый интерес благодаря своей сохранности. Руководителем и организатором экспедиции «Лефорт» являлся Константин Богданов. Его основное место работы – компания «Транснефть».

Альфредо Эчегарай

Альфредо Эчегарай

400-килограммовый бронзовый орел, держащий в своих когтях венок со свастикой, был поднят с океанского дна недалеко от Уругвая в 2006 году частной компанией. Он красовался на корме немецкого крейсера «Адмирал граф Шпее», который считался самым совершенным тяжелым крейсером времен Второй мировой войны.

Вскоре после битвы у Ла-Платы получивший повреждения «Адмирал граф Шпее» был затоплен своим капитаном в бухте Монтевидео. Германское командование боялось, что, если англичане захватят корабль, они получат доступ к новейшим немецким технологиям.

Бронзовый орел с кормы крейсера, один из самых узнаваемых символов Третьего рейха, находится сейчас на складе под охраной уругвайских военных. После длительного судебного процесса Верховный суд Уругвая постановил, что собственником нацистского орла является государство. Однако согласно тому же судебному решению частная компания, поднявшая орла, должна получить половину денег, вырученных от его продажи.

Бизнесмен Альфредо Этчегарай, один из руководителей операции по поиску затонувшего крейсера, заявил, что его находка может стоить до $15 млн. Он считает, что уругвайские власти должны заказать копию орла для музея и продать оригинал.

«В этом случае нам компенсировали бы расходы, а Уругвай мог бы потратить свою половину на нужды образования или на оборудование для флота. От хранения орла в ящике пользы нет никому», – говорит он.

Но посольство Германии заявило протест и попросило правительство страны не выставлять на публике нацистскую атрибутику.

Затонувший корабль

millionaire.ru, April-May, 2015