ИМПЕРАТОРСКАЯ СЦЕНА

Днем основания Большого театра считается 17 (28) марта 1776 года, когда императрица Екатерина II своим указом разрешила губернскому прокурору князю Петру Васильевичу Урусову «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады, а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять во все назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было».

Большой театр

Большой театр много раз менял свое местоположение в городе и неоднократно горел. Самый крупный пожар произошел в 1853 году. Тогда в огне погибло здание, построенное по проекту Осипа Бове. Пожар бушевал трое суток, и от его жара растаял весь снег на Театральной площади. От театра осталась лишь колоннада и портик.

Большой театр

Нынешнее здание, построенное по проекту Альберта Кавоса, было открыто в 1856 году в присутствии глав основных европейских государств, приехавших на коронацию Александра II. Новый театр произвел фурор, и архитектор получил предложение строить здание Оперы в Париже. Кавос от этого заказа вынужден был отказаться ввиду преклонного возраста и слабого здоровья.

Во времена императора Александра II часть доходов от тотализатора Московского ипподрома шла на содержание Большого театра.

Поначалу четкого разделения в актерских профессиях не было. Поэтому в оперных постановках Большого театра нередко принимали участие драматические актеры. Например, в операх наравне со всеми пели Михаил Щепкин и Павел Мочалов. В свою очередь, певцы и танцоры были задействованы в спектаклях драмы.

До того как в Москве появилось газовое освещение, зрительный зал Большого театра освещался огромной люстрой, состоящей из 300 масляных светильников. Перед спектаклем ее поднимали через плафон в специальную комнату, чтобы зажечь светильники.

В XIX веке плафон потолка Большого театра был расписан академиком живописи Алексеем Титовым, который изобразил Аполлона в окружении муз. Академик схитрил и вместо Полигимнии, покровительницы гимнов, написал несуществующую музу живописи с палитрой и кистями в руках.

Во время коронации Николая II и императрицы Александры Федоровны в Большом театре по традиции давали парадный спектакль, на котором присутствовал весь высший свет. Это был балет «Жемчужина», поставленный Петипа на музыку Риккардо Дриго. Спектаклю предшествовала занятная интрига. Выступление Кшесинской, которая когда-то состояла в любовной связи с Николаем, сочли неуместным, и роли ей не досталось. Но балерина использовала все свои связи, и дирекция театра получила личное распоряжение Николая II задействовать Кшесинскую в балете. К тому моменту все роли уже были распределены и отрепетированы. Композитору Риккардо Дриго пришлось срочно сочинять дополнительную партию, а Петипа придумывать па-де-де Желтой жемчужины, поскольку Белая, Черная и Розовая в балете уже имелись.

Большой театр

Сразу после постройки Большого театра деревья, росшие напротив его фасада, вырубили и на освободившейся площади устроили плац для военных смотров. В 1910 году Городская дума решила разбить здесь пихтовый сквер с большой клумбой. В ноябре 1917 года пихты пошли на дрова, вокруг которых грелись революционные солдаты. К плану создания на Театральной площади сквера вернулись лишь 20 лет спустя, но воплотить его в жизнь не успели – помешала война. Только в год 800-летия Москвы, к юбилейным торжествам, перед Большим театром были высажены яблони и устроен фонтан. Уже не первый десяток лет в этом сквере 9 мая собираются ветераны, их дети и внуки.

В июле 1918 года в Большом театре во время проведения там V Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов большевиками была арестована в полном составе фракция левых эсеров.

Ленин с пренебрежением относился к Большому театру, называя его «куском чисто помещичьей культуры». Вождь мирового пролетариата требовал сокращения финансирования театра. В первые годы советской власти в здании Большого театра чаще устраивались съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. Спектакли шли редко. Неоднократно поднимался вопрос о закрытии театра. Ленин был неравнодушен к Айседоре Дункан и однажды с восторгом следил из царской ложи за выступлением танцовщицы. Зрительный зал тем временем почти не обращал внимания на заокеанскую артистку, а с огромным интересом наблюдал за каждым движением вождя.

В 1920-х годах в Большом театре существовала уникальная звонница. Ее собрал бывший звонарь А. Кусакин, который в то время был единственным исполнителем колокольного звона в спектаклях театра. Все колокола были подобраны по тональности. Всего их было около 40, вес самого крупного составлял более 5 тонн.

Сталин любил бывать на постановках Большого театра. В ту пору Большой получал щедрое финансирование, театр мог себе позволить роскошные декорации, великолепные костюмы. Сталин установил для артистов высокие оклады, нередко награждал их премиями и почетными званиями. За день до его приезда охрана проверяла каждый закуток театра, актеры, не занятые в спектакле, в здание не допускались, все остальные могли перемещаться по театру только при наличии специального пропуска, который надо было предъявлять на каждом шагу, вплоть до выхода на сцену. Это создавало немалые трудности для артистов, особенно для балетных, которым часто просто некуда было девать этот пропуск. Сталин никогда не занимал центральную, царскую ложу. Он сидел в ложе А, слева над оркестром, если стоять лицом к сцене. От зала его скрывала занавеска, и только по количеству охраны можно было понять, что на спектакле присутствует главный зритель. По свидетельству очевидцев, в его аванложе всегда стояла большая тарелка с яйцами, сваренными вкрутую, которые он ел в антракте.

Большой театр

Однажды Сталин присутствовал на спектакле «Евгений Онегин». В последней картине, где Татьяна встречает Евгения, действие согласно тексту Пушкина происходит утром. Поэтому Татьяна представала на сцене в легком утреннем платье. Сталин выразил неудовольствие по этому поводу, усмотрев в таком наряде угрозу нравственности. С тех пор Татьяна выходит к Онегину в вишневом бархатном платье и с вечерней прической.

Как известно, колоннада Большого театра состоит из восьми колонн. Согласно одной из московских легенд в былые времена девушки, желая наконец отделаться от слишком назойливого ухажера, порой назначали свидание у «девятой» колонны.

Во время Великой Отечественной войны, чтобы уберечь Большой театр от бомбардировок вражеской авиации, здание маскировали специальными полотнищами, на которых была изображена обычная городская застройка. Это, к сожалению, не помогло — 28 октября 1941 года в главный театр страны угодила 500-килограммовая бомба, сильно повредившая знаменитое здание.

Осенью 1941 года, когда немцы подошли вплотную к Москве, самые знаковые здания столицы были заминированы. В их числе оказался и Большой театр. Под полом оркестровой ямы на глубине трех метров саперы скрытно заложили четыре тонны взрывчатки. Привести фугас в действие предполагалось после захвата Москвы оккупантами, во время торжеств, которые могли устроить по этому случаю нацисты.

В 1950-х годах Большой театр посетил известный голландский цветовод-селекционер Теодор Лефебр. Он был настолько вдохновлен постановкой «Лебединого озера», что по приезде домой вывел два новых сорта тюльпанов – «Большой театр» и «Галина Уланова». Оба этих сорта теперь ежегодно высаживают на Театральной площади, в сквере у театра.

К приезду правительственных делегаций других стран в Большом обязательно давали «Лебединое озеро». По этому поводу Никита Хрущев, которому приходилось присутствовать на каждом спектакле, однажды пожаловался Майе Плисецкой: «Как подумаю, что опять на «Лебединое озеро» идти, аж тошнота к горлу поднимается. Балет, конечно, хороший, но сколько же можно! Ночью потом белые пачки вперемешку с танками снятся».

Одним из самых запоминающихся визитов для артистов Большого театра стал приезд Фиделя Кастро. По окончании «Лебединого озера» лидер кубинской революции перелез через ограждение своей ложи на сцену и вручил балеринам огромный букет цветов.

Большой театр

Восхищенный талантом Майи Плисецкой, костюмы для нее к нескольким спектаклям бесплатно шил Пьер Карден. Однако имя великого модельера не появлялось в числе авторов на афише Большого – Министерство культуры СССР категорически запретило демонстрировать участие иностранца в постановках театра.

В течение многих лет оперой «Иван Сусанин» открывался театральный сезон Большого. А на его главном занавесе были изображены первые ноты кантаты «Славься, русский царь» из этой оперы. Любопытно, что ноты эти никогда не менялись даже в советское время.

Для советских граждан демонстрация по телевизору «Лебединого озера» на сцене Большого театра стала верным признаком происходящих в стране каких-то серьезных событий. «Лебединое» транслировали во время череды похорон генсеков, начиная с Брежнева. В дни августовского путча 1991 года лебеди не сходили с экранов несколько суток.

В 2005 году главное здание Большого театра было закрыто на реконструкцию, которая продлилась шесть лет вместо запланированных трех. За это время было истрачено 35 млрд рублей, менялись подрядчики, возбуждались уголовные дела по фактам нецелевого расходования средств. После всех этих перипетий историческое здание открылось в 2011 году постановкой оперы «Спящая красавица». Однако до сих пор ходят слухи, что лепнина в главном театре страны на самом деле выполнена из папье-маше, «бронзовые» люстры — из железа, а сусальное золото вовсе не золото.

К началу реконструкции износ здания Большого театра составлял более 60%. Кирпичная кладка фасадов и стены зрительного зала находились в аварийном состоянии. Колонны отклонились от вертикали до 30 см. Об устаревшем техническом оснащении говорит тот факт, что до конца XX века здесь работала лебедка для декораций фирмы «Сименс» производства 1902 года.

Большой театр изначально строился на сваях. После того как речку Неглинку убрали в трубу, уровень грунтовых вод в районе театра понизился, деревянные сваи, оказавшиеся в контакте с воздухом, стали гнить. Здание начало оседать. В 1920 году одна из стен зрительного зала просела прямо во время спектакля, двери заклинило. Публику из партера пришлось выводить через барьеры лож. Основание и стены театра несколько раз укрепляли. Но лишь после реконструкции 2005–2011 годов, во время которой под театром был вырыт 30-метровый котлован, театр наконец получил фундамент.

Во время реконструкции Большого знаменитому Аполлону, установленному на портике театра, по чьей-то инициативе был приделан фиговый лист, дабы скрыть его неподобающую наготу от оскорбленных взоров ревнителей нравственности. Впрочем, фиговый листочек был у Аполлона и в прошлом веке. Но его сорвало ударной волной во время взрыва немецкой авиабомбы.

В 2006 году при проведении реконструкции рабочие обнаружили в земле неподалеку от Большого театра артиллерийский снаряд времен Великой Отечественной войны. Все люди, находившиеся в театре и близлежащих зданиях, были эвакуированы. Снаряд взорвался до приезда вызванных к месту находки саперов.

В ходе реконструкции по неосторожности была разбита знаменитая «Ваза с попугаями» – шедевр Императорского фарфорового завода, хранившийся в музее Большого театра. Этот напольный фарфоровый сосуд был создан в 1893 году, его роспись в виде экзотических птиц и тропических растений принадлежит перу художника Константина Красовского. При падении ее горловина разбилась на несколько десятков кусков. Повреждения оказались столь значительными, что специалисты сомневались в возможности восстановления вазы. Однако реставраторам удалось воссоздать «Вазу с попугаями», после чего она вернулась в Большой театр.

Стоимость билетов на церемонию открытия исторической сцены доходила до 90 тысяч рублей за место на балконе и до 2 млн рублей за место в партере.

Огромная люстра Большого театра весит 2 тонны. 

Большой театр

В XIX веке сцену от зрительного зала отделял занавес, изображавший «Въезд Минина и Пожарского в Москву». Затем его сменил занавес с «Видом на Москву с Воробьевых гор». В антракте же использовался занавес «Торжество муз». Сегодня это единственный занавес XIX века, сохранившийся в театре. Наиболее известным стал занавес Большого театра с вышитой на нем символикой СССР, который использовался более 50 лет. Нынешний занавес сшит итальянскими мастерами из негорючей ткани, он весит одну тонну.

С XIX века в театре сохранилась традиция – артист, покидающий труппу, берет с собой кусочек деревянного покрытия сцены. Пришедшие в негодность доски обычно выпиливают во время ремонтов и их фрагменты дарят уходящим на покой артистам.

В 2014 году в попечительский совет Большого театра вошел Роман Абрамович. Эта общественная нагрузка обходится предпринимателю в £150 тыс. в год. Он часто посещает Большой театр, стараясь не пропускать ни одной премьеры. Абрамович стал большим поклонником балета и нередко пересматривает один и тот же спектакль с разным составом артистов. Особенно полюбился бизнесмену балет «Спартак».

Здание Большого театра изображено на купюре достоинством 100 рублей, а на ее оборотной стороне – Аполлон, управляющий колесницей, статуя которого находится на фронтоне театра.

В 2015 году умерла старейшая артистка Большого театра – Галина Петровна Петрова. Она пришла в Большой в 1933 году и танцевала в таких спектаклях, как «Раймонда», «Жизель», «Пламя Парижа», «Дон Кихот» и «Лебединое озеро». Балерина дожила до 101 года.

В некоторых постановках Большого театра были задействованы лошади. Для этих целей привозили лошадей Московского ипподрома. Самым заслуженным «артистом» был серый терский по кличке Состав. На протяжении 15 лет в конце 1970-х – начале 1980-х он выходил на сцену Большого театра в операх «Князь Игорь», «Хованщина», «Борис Годунов», балете «Дон Кихот».

Несколько лет назад в Большом театре появились стоячие места. Их 84, это три ряда, расположенные по бокам четвертого яруса.

Часть билетов на спектакли Большого продается по цене 100 рублей, они предназначены для студентов.

Большой театр

Под самой крышей Большого театра располагается костюмерно-пошивочный цех, в котором работают около 300 человек. Для каждого спектакля здесь шьются сотни костюмов. Самым затратным считается «Борис Годунов», для которого было создано порядка 900 костюмов общей стоимостью 67 млн рублей. Только для артиста, исполняющего партию Бориса Годунова, было выполнено 4 шубы, каждую из которых украшают 5 тыс. камней. На пошив одной пачки для балерины Большого театра уходит от 15 до 28 м ткани.

В последние годы Большой театр пережил несколько громких увольнений. В 2003-м из труппы со скандалом была изгнана балерина Анастасия Волочкова. Причиной администрация театра называла чересчур большой вес и рост танцовщицы. В 2013 году театр расторг договор с Николаем Цискаридзе, который пытался привлечь внимание к халтурному, по его мнению, ремонту исторического здания. В 2011 году уволился директор балетной труппы Геннадий Янин после того, как в Интернете появились откровенные фотоснимки гомосексуального характера с его участием.

В 2013 году артисты Большого театра оказались вовлеченными в громкое уголовное дело, которое обсуждала вся страна. Тогда на художественного руководителя балета Большого Сергея Филина было совершено покушение – неизвестный плеснул ему в лицо кислотой. Следствие установило как исполнителя, так и заказчика этого преступления. Последним оказался солист Большого театра Павел Дмитриченко. Он был признан виновным и приговорен судом к 5,5 годам лишения свободы и должен выплатить Филину 3,5 млн рублей в счет возмещения морального и материального ущерба.

Во все времена в репертуаре Большого театра появлялись постановки, которые вызывали ожесточенные споры, а иногда и провоцировали скандалы. Один из последних – спектакль «Дети Розенталя» по мотивам оперы Леонида Десятникова, автором либретто которой стал писатель Владимир Сорокин. В 2005 году постановку еще до премьеры обличали за аморальность и требовали запретить. До этого, однако, не дошло, и в 2006 году спектакль получил главную театральную премию страны – «Золотую маску». Не менее скандальной была постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин» режиссера Дмитрия Чернякова. «Осовремененная» классика многими маститыми артистами была встречена в штыки. Галина Вишневская, возмущенная этим спектаклем, отказалась праздновать свой юбилей на сцене Большого театра и заявила, что больше она туда ни ногой.

Большой театр

millionaire.ru, декабрь,2015/январь,2016