МУЗЫКА ТЕЛА

Родина балетаИталия. Но именно в России это искусство достигло высочайшего уровня. Не случайно самые лучшие европейские примы стали брать себе русские имена. И по сей день в Россию приезжают талантливые балерины со всего мира, чтобы освоить знаменитую школу русского балета.

2483_4134

Слово «балет» произошло от итальянского ballo, означающего танец. Балет появился в эпоху Возрождения. Мало кто знает, что первоначально он представлял собой танцевальные номера на королевских праздниках, не требовал специальной физической подготовки и был танцем придворных аристократов. Все они владели искусством фехтования, в котором использовались выворотные позиции ног, позволяющие лучше двигаться в любых направлениях. Из фехтования требования выворотности перешли в хореографию, что для придворных являлось само собою разумеющимся.

Первые балерины носили длинные платья с широкой юбкой, из-под которой чуть виднелись носки туфель, а юбку держали крепкие обручи, сделанные из камыша. Неудивительно, что эта сложная конструкция называлась «корзиной», по-французски – «панье». Иногда мужчины тоже надевали короткие юбки на камышовых каркасах, которые назывались «бочонки». Обувь и у мужчин, и у женщин была на высоком каблуке. А на лице красовалась золотая или серебряная маска.

В характерных балетах костюмы были более простые, зато к ним добавлялся причудливый реквизит: серпы для крестьян, корзиночки и лопатки для огородников. В комедии Мольера «Мнимый больной», например, на сцене плясали аптекари и доктора с помощниками, в руках у которых были огромные клистиры. Спектакль пользовался бешеным успехом у публики.

Свое развитие балет получил во Франции. Первый профессиональный балет в истории человечества назывался «Церцея» и был поставлен в Париже, при дворе Екатерины Медичи, итальянский скрипачом Бальтазарини де Бельджойозо в 1581 году.

Французский король Людовик 14-й с удовольствием сам принимал участие в модном увлечении того времени и даже получил прозвище «король-солнце» из-за роли, которую он сыграл в одном из балетов придворного композитора Люлли. В 1661 году во Франции Людовик XIV основал Королевскую академию танца.

Постепенно королевское увлечение стало превращаться в настоящее искусство. Выдающийся балетмейстер того времени – Пьер Бошан записал каноны благородной манеры танца. По сути дела, это и есть те основные балетные правила, которых придерживаются артисты и по сей день. Главный балетный канон – это выворотность ног (en dehors). С помощью такого положения человеческое тело может свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика скурпулезный француз разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша, кабриоли, жете, способность зависать в прыжке – элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Все па классического танца стали производными от этих позиций ног и рук. Танец действительно стал похожим на классический балет в современном понимании этого слова. Не хватало лишь одного. Пожалуй, самого красивого и очень сложного движения, которое и по сей день вызывает всеобщий восторг – танца на кончиках пальцев ног. Он появился лишь в XVIII веке в исполнении итальянской примы Марии Тальони.

Посмотреть французские и итальянские балетные спектакли в России мечтали многие. И лишь русские дипломаты и купцы, уже успевшие к тому времени побывать за границей, смогли позволить себе такое удовольствие. В XVII веке в Потешном дворце Кремлевского театра драматические пьесы стали сопровождаться балетными выходами. Спектакли сочетали в себе оперное пение, танец, драматургию и фантастическую по тем временам работу механиков. При царе Алексее Михайловиче декорации на сцене менялись со скоростью современных мюзиклов Бродвея. Сказочные персонажи выезжали на диковинных колесницах. Одни герои проваливались сквозь землю, другие слетали с небес. Томные движения мужчин в белоснежных пачках скорее напоминали современные бальные танцы с драматическими сценами.

Взятый у европейцев балет в России обогатился особенностями русского народного танца. Его предшественники – культовые и игровые танцы, среди которых простой и любимый всеми хоровод. В VIII–IX веках в Киевской Руси появились первые профессиональные танцоры: скоморохи. Поначалу веселить публику своими танцами дозволялось только мужчинам. С переходом столицы из Киева в Москву в эту профессию стали пускать не только мужчин, но и женщин. В те времена танцевальные представления в масках очень впечатляли заморских путешественников.

Прошлое и настоящее танцевальной культуры в необычной форме отразилось в первом полноценном балетном спектакле «об Орфее и Евредике», поставленном придворным балетмейстером Николаем Лима в 1675 году. Зрители увидели драматическую историю о певце, который отправляется в подземное царство на поиски умершей жены

Сведений о первом балете сохранилось немного – особенно современникам почему-то запомнилось па-де-труа Орфея с двумя пирамидами. Балетмейстер, видимо, буквально понял слова из греческого мифа о том, что пение Орфея заставляло двигаться деревья и скалы. Скалы-пирамиды действительно двигались. Правда, не сосем понятно, каким способом. Возможно, пирамиды первого русского балета катались на колесах. А может быть, двигающиеся лавины изображали сами танцовщики.

Развитие русского балета продолжила целая плеяда самоотверженных и талантливых французских балетмейстеров. Артист и хореограф Жан-Батист Ланде основал в 1738 году Петербурге первую балетную школу, нынешнюю Академию русского балета им Ю.А. Вагановой. Выпускники Жана Ланде были холопскими сыновьями и поражали удивленных русских зрителей своим пасторально сентиментальным стилем, который оставался в ходу до конца XVIII века.

В 1783 году в Петербурге появляется Большой каменный театр, будущая Мариинка. Кстати, привычное всем название Мариинского театра произошло от имени супруги императора Александра II, императрицы Марии Александровны. В то время спектакли в России считались «позорищем». После них зрители прямиком отправлялись в баню: смывать свои грехи. Тем не менее театральные постановки уже тогда пользовались огромным успехом. Ложи выкупали для всей семьи. Поначалу зрители не очень заботились о своем внешнем виде. Дамы приходили в театр в домашних платьях и чепчиках. Армии поклонников разделялись и прямо в антракте могли агрессивно спорить друг с другом по поводу превосходства той или иной балерины.

До революции балет пользовался государственными субсидиями и подчинялся дирекции императорских театров, а потому оставался строгим и академичным в соответствии со вкусами царского двора. В 1773 году в России появилась альтернатива придворному танцу. В Москве открылась своя хореографическая кузница талантов: балетное отделение при Московском воспитательном доме. Впоследствии именно это заведение станет Московской академией хореографии. А антреприза Меддокса и Урусова, созданная в 1780 году по указу Екатерины II, будет переименована в Петровский театр, а затем и в Большой.

В новом театре играли артисты из самых разных слоев общества, начиная от привилегированных особ и заканчивая простолюдинами. Демократичная и общедоступная московская труппа уже тогда обладала определенной свободой и независимостью и позволяла себе ставить смелые жанровые и комедийные балеты. Различия между московской и питерской школами сохранились и по сей день: балетные спектакли в Санкт-Петербурге отличаются классической строгостью и академизмом, в Москве – мощным прыжком и атлетизмом.

 

Тем не менее русский балет пользовался покровительством двора вплоть до революции. Красивые и далеко не всегда богатые балерины становились содержанками представителей императорской семьи и других привилегированных особ. Например, прима-балерина Императорского театра в Санкт-Петербурге Матильда Кшесинская была музой великого князя Николая Александровича – будущего императора Николая Второго. Таким образом, балерина получила право сама полностью распоряжаться репертуаром и решать, в какой день и в каком спектакле ей хотелось бы выходить на сцену.

Еще одна яркая танцовщица – Евдокия Истомина, прославленная Пушкиным в его поэзии, пользовалась покровительством своего любовника Василия Шереметьева. Однажды между ними вспыхнула ссора. И ветреная красавица бежала от своего покровителя, попросту бросив его в порыве эмоций. Вскоре пара помирилась. Тем не менее впоследствии именно из-за Истоминой Шереметьев погиб на дуэли. Его сгубили мучительные ревностные переживания о том времени, которое влюбленные провели порознь.

 

Впрочем, человек, который открыл зрителям балерину Евдокию Истомину, был вовсе не ее богатый любовник, а талантливый педагог и хореограф Карл Луи Фредерик Дидло. В мастерстве и чувстве вкуса Дидло не было равных. Сам Пушкин говорил, что в балетах Дидло больше поэзии, чем во всей французской литературе.

Дидло сумел сделать балет главным искусством того времени. В своих романтических постановках он расставил все акценты, позволив артистам более понятно и логично выражать свои чувства и эмоции с помощью грациозных движений. Мифологически темы остались в прошлом. Дидло интересовали спектакли, поставленные по современным литературным произведениям.

Балет второй половины XIX века принято называть эпохой Петипа. Его высшим достижением стали спектакли, созданные в союзе с Чайковским, балеты невероятной драматической глубины и сценической образности: «Щелкунчик», «Лебединое озеро» «Спящая красавица».

Побывав на его балетной постановке «Дочь фараона», российский император Николай II был так впечатлен, что через несколько дней прислал в подарок балетмейстеру драгоценный перстень. Петипа называл Россию своей второй родиной и считал, только здесь развитие балета идет в правильном направлении. И он не ошибся.

В XX веке состоялся триумф русского балета. Талантливый импресарио Сергей Павлович Дягилев представил в Париже свою антрепризу под названием «Русские сезоны» и в одночасье завоевал мировой признание. Теперь балетное искусство стало у всех ассоциироваться с Россией. Секрет дягилевского успеха был прост. Он собрал молодых талантливых танцовщиков и не побоялся дать им полную свободу, позволив экспериментировать и воплощать в жизнь свои самые смелые творческие мечты. Молодые Джодж Баланчин, Вацлав Нижинский, Серж Лифарь в одночасье установили в балете свои правила. Они наполнили танец экспрессией, богатой пластикой с ломаными вычурными линиями и невероятной танцевальной образностью. Классический балет, созданный Мариусом Петипа, остался в прошлом. Молодые артисты были одеты в костюмы от Коко Шанель и окружены декорациями от Пабло Пикассо, Анри Матисса и Натальи Гончаровой.

С Дягилевым сотрудничали лучшие композиторы того времени: Стравинский, Равель, Дебюсси. Первые балеты Русских сезонов, такие как «Жар-Птица», «Петрушка» и «Весна священная», мгновенно продиктовали моду на русский народный костюм. Даже супруга короля Великобритании Георга VI вышла замуж в «платье, перефразирующим русские фольклорные традиции». А дягилевские танцоры европейского происхождения стали брать русские псевдонимы. Танцовщик Патрик Хили-Кей превратился в Антона Долина. А Хильда Маннингс стала Лидией Соколовой. Дягилевские постановки и по сей день считаются вершиной мирового балета и являются украшением лучших европейских музыкальных театров.

После революции ведущие артисты балета Анна Павлова, В.Ф. Нижинский и другие на родину не возвращались, предпочтя судьбу эмигрантов. Их выступления за рубежом закрепили славу русского балета как исключительного явления в искусстве.

В 1961 году одним из самых ярких балетных «беглецов» стал скандально известный артист Рудольф Нуриев. Во время парижских гастролей он совершил свой знаменитый «прыжок свободы» и кинулся в сторону полицейских с просьбой предоставить ему политической убежище. Без денег и документов. Отчаянный шаг перевернул жизнь артиста балета, открыв перед ним возможности, о которых его соотечественникам не приходилось даже мечтать. Говорят, что спустя 13 лет именно он уговорил остаться на Западе другого гения русского балета – Михаила Барышникова.

Тем временем балет продолжал развиваться и в Советской России. После революции театр стал одной из составных частей идеологической работы партии. Это открыло перед балетным театром большие горизонты творчества.

Несмотря на сложное положение в стране и стагнацию в экономике, популярность русского балета росла. Наконец-то он перестал быть искусством для избранных. Теперь на него ходили все подряд: рабочие, крестьяне и советская интеллигенция. Постепенно в России появилось множество музыкальных театров в разных городах.

 А советские примы Большого театра, главного музыкального театра страны, были гордостью и предметом интереса первых лиц государства. Так, Сталину до сих пор приписывают романы с солистками Большого театра Ольгой Лепешинской и Мариной Семеновой.

Но более всего бесконечными связями с балеринами Большого прославился М. Калинин. Существует история, что однажды к всесоюзному старосте привезли 16-летнюю балерину Большого театра Беллу Уварову, после чего она пропала. А вскоре в подмосковном лесу нашли изуродованное тело балерины. Похоронили Беллу Уварову на Ваганьковском кладбище. В том, что смерть балерины, на совести Калинина, не сомневался никто. Но дело замяли. Правда это или нет, сейчас сказать сложно.

Балет Советской России был предметом гордости. Майя Плисецкая, Галина Уланова, Ольга Лепешинская и по сей день считаются общепризнанным эталоном балетного искусства. Тем не менее долгое время мы оставались без настоящего хореографа-постановщика, а хореографы не имели возможности обмениваться опытом с иностранными коллегами. В результате спектакли часто страдали излишней академичностью.

Русский балет смог завоевать главенствующее положение в мире. Сейчас он представляет собой множество течений и стилей, давая возможность хореографам-постановщикам воплощать в спектаклях оригинальные идеи, основываясь на традициях великой школы русского балета.