ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ МЕЛОЧИ. ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ С РИЧАРДОМ БРЕНСОНОМ

 

Пару лет назад в  Московской школе управления «Сколково» в присутствии 500 человек Финансовая группа «Лайф» провела конференцию «Деньги будущего». Ее специальным гостем стал cэр Ричард Брэнсон – уникальная личность. Человек-бренд, человек-шоу. Глядя на него, сложно представить, что перед нами не голливудский актер или художник-авангардист, а владелец одной из крупнейших в мире частных компаний, миллиардер, один из самых известных людей Великобритании и всего мира. Ричард Брэнсон построил уникальный бренд Virgin, объединяющий 350 совершенно различных бизнесов, включая космическое агентство, авиа- и железнодорожные компании, издательство и благотворительный фонд. Сайт millionaire.ru публикует эксклюзивное интервью Ричарда Бренсона, которое он давал нашему журналу. 

Вы помните свой самый первый бизнес?

Бизнесом я серьезно занялся в 15 лет. Это был студенческий журнал, целью которого стало объединение людей, выступающих против Вьетнамской войны, – я считаю, одной из самых ужасных войн нашего времени. Это был успешный проект.

Я определяю успех как создание чего-то, чем смогу гордиться я и окружающие меня люди. Это «что-то» должно сказываться на текущем положении вещей, может быть, «встряхивать» целые отрасли, менять жизни людей, как я надеюсь, к лучшему.

По статистике, всего 5-10% людей имеют способности к предпринимательству. А что же остальные? Можно ли их научить бизнесу?

Можно. Но главное, привлечь в вашу компанию те самые 5-10% предпринимателей от Бога, и тогда они поведут за собой всех остальных. Надо находить людей, которые умнее, смышленее, быстрее тебя, и передавать им полномочия. После этого необходимо отойти в сторону и предоставить им свободу делать как правильные шаги, так и ошибки. Таким людям полагается доля в компании, чтобы они действительно чувствовали себя предпринимателями и не ушли от вас: ведь в итоге ушедшие работники могут стать вашими конкурентами. Я считаю, что научиться делегировать — это первый и самый важный шаг.

Наилучший способ быть предпринимателем – это просто делать что-то. Ведь что такое бизнес? Это способ менять жизнь людей, и если вы видите, что на рынке есть ниша, которую можно освоить, если вы считаете, что можете сделать что-то лучше других, проявите решимость, пошлите все к черту и начните делать это. Люди, которые не имеют мечту, не смогут заниматься бизнесом.

В Ваших компаниях трудятся более 50 000 сотрудников. Насколько сложно поддерживать в хорошем настроении такое количество людей?

Надо категорически избегать критики, искать в людях лучшее и восхвалять их. Чтобы люди чувствовали себя уютно, вся моя корпорация поделена на небольшие подразделения, а зонтичный бренд их подпитывает своей силой. Мои люди работают по удобной им схеме. Каждый сотрудник Virgin может в любой момент взять неоплачиваемый отпуск, предложить, что он будет работать по пятницам из дома, или договориться о том, что он будет работать 2,5 дня в неделю и готов делить свое рабочее место с другим сотрудником. Мы стараемся быть более гибкими. Нельзя допустить, чтобы талантливые сотрудники уходили из компании и создавали бы свой собственный бизнес. В Virgin мы делаем все, чтобы сотрудники получали удовольствие от работы и гордились своей компанией.

Также мы обращаем особое внимание на развитие корпоративной культуры. Я искренне рекомендовал бы владельцам компаний почаще проводить корпоративные вечеринки для своих сотрудников. Если вы – председатель совета директоров компании, устраивая вечеринку в городе, вы должны пригласить на нее всех сотрудников, которые работают в местном отделении вашей фирмы. Нельзя приглашать только важных клиентов или директоров. И вам надо действительно быть на этой вечеринке со своим коллективом. Держите при себе записную книжку и записывайте в нее все идеи, которые высказывают ваши люди, даже когда вы уже «набрали цвет лица» и вынуждены поддерживать барную стойку, чтобы она не упала. Абсолютно необходимо уметь слушать людей. Устраивайте вечеринки, веселитесь со своим коллективом. Даже не задумывайтесь над тем, что вы можете выставить себя дураком. Самое главное, на следующий день обработайте все записанное и предпримите соответствующие шаги. Если вы умеете слушать, за один вечер можно записать порядка 20 интересных мыслей и идей, и по крайней мере 18 из них будут иметь практическую ценность. Если все мелочи в вашей компании будут учтены и правильно организованы, у вас будет счастливый коллектив и успешный бизнес. Ведь именно мелочи оказывают огромное влияние на людей. Как-то я пригласил 10 000 гостей на party, которая длилась неделю. Утром после такой вечеринки очень приятно встретить кого-нибудь в офисе и шутливо намекнуть: «А помнишь, вчера…»

Вот вы говорите об удовольствии, которое нужно получать от работы. Но если спросить у молодого поколения, большинство ответит вам, что работает ради денег, ради того, чтобы разбогатеть. Как объяснить людям, что бизнес существует не только ради того, чтобы потом купить футбольный клуб «Челси»?

Капитализм – единственная работающая система из всех известных. Коммунизм оказался несостоятельным. Проблема капитализма в том, что очень богатым становится ограниченное количество людей. И с этим богатством приходит ответственность.

Возможно, еще тинэйджером я был настроен помогать людям. Тогда я создал консультационный центр, в котором имеющие проблемы молодые люди могли получить помощь. Спустя 35 лет этот центр продолжает работать. Если в то время у меня и были более глобальные планы такого рода, очевидно, я не мог их реализовать, так как не имел финансовых ресурсов. Не стоит ожидать больших социальных свершений от предпринимателя в начале делового пути. Я знаю, как тяжело построить бизнес. Перед тем, как спасать мир или помогать другим людям, надо иметь прочный фундамент — вот что важно.

Сегодня финансовые ресурсы у нас есть. Также у нас есть свои ноу-хау и предпринимательские навыки, которые мы используем для решения социальных проблем в мире. Изучая проблемы, мы смотрим, получится ли у нас действовать более эффективно, чем у благотворительных или волонтерских организаций, которые занимались этими проблемами ранее.

Virgin – один из самых узнаваемых в мире брендов. А насколько бренд определяет успех в бизнесе?

Ваш бренд – это ваша репутация. Насколько вы гордитесь своей репутацией: личной и корпоративной, – настолько вы гордитесь своим брендом. Мы 40 лет трудились над созданием репутации, и сегодня люди доверяют нам. Virgin – это бренд, который поднимает настроение. Ни одна из 350 компаний, работающих под брендом Virgin, не должна запятнать эту репутацию.  

Когда мы принимаем решение заняться каким-то новым бизнесом под нашим брендом, нам значительно легче, чем другим малоизвестным компаниям. Под бренд нам дают кредиты, нам доверяют.

Возможно, вы проводили когда-либо опрос, что люди представляют в первую очередь, когда слышат название вашей компании? (Virgin (анг.) – невинность, девственность. – Ред.)

Думаю, что совсем не то, что им приходило бы на ум 40 лет назад, когда мы только запускались. Большинство сегодня думают о Virgin всего лишь как о группе компаний. Если вы организуете предприятие, необходимо подобрать название, которое будет достаточно глобальным. Мы выбирали между двумя именами: Virgin и Slip Disc Records. Нам повезло, что мы остановились на Virgin.

Меняется ли ваш бизнес под влиянием Интернета?

Если вы помните, Virgin создавалась как фирма, которая специализировалась на продаже музыки. Сейчас, надо сказать за это спасибо Интернету, продавать музыку стало уже невозможно. Зачем, если можно бесплатно скачать? У нас осталась пара магазинов, но они выживают за счет продажи сопутствующих товаров: игр, еды…

Сегодня удивительные процессы происходят благодаря Интернету в банковской сфере. Все большую популярность приобретают мобильные банки, т.е. вы можете делать банковские операции через свой мобильный телефон. В мире 80% населения имеют мобильные телефоны, и только 15% – пластиковые карточки. Этим грех не воспользоваться. Это очень удобно, людям не приходится тратить время на походы в банки, все, что нужно, есть в твоем телефоне. При этом общение в Интернете между клиентом и сотрудником компании должно быть максимально персонифицировано, т.е. клиент должен чувствовать, что с ним общается живой человек, а не робот.

Из чего состоит ваш рабочий день?

Моя жизнь невероятно разнообразна, и поэтому она чрезвычайно интересна. Например, я совершаю десятидневные поездки, в течение которых я работаю по 17 часов в сутки, делая очень много. За последние десять дней я побывал, наверное, в 12 разных странах: в Африке я разговаривал со старейшинами, потом был в Амстердаме на экологической конференции, затем – Канада, где мы организуем концерт, следом – Нью-Йорк, переговоры по поводу космической программы. И так далее. Так что моя жизнь очень разнообразна. Будучи председателем совета директоров Virgin Group, я провожу около 25% своего времени, помогая с руководством компаниями по всему миру, в глобальном плане. Мы пытаемся развивать бренд Virgin как один из самых уважаемых брендов в мире. Так что, я думаю, эти процентов 25 моего времени уходят на маркетинг и тому подобное.

Еще 25 процентов я трачу на новые начинания. Перед запуском новой компании нам надо знать все, что только возможно, о предстоящей деятельности.

Около 10 процентов моего времени занимает «пожаротушение» и его планирование, так как я должен быть уверен в том, что если что-то где-то пойдет не так, я смогу уделить этому достаточно внимания. Ну и порядка 40 процентов своего времени я трачу на социальные задачи и создание новых организаций, цель которых – решение экологических проблем, вопросов здравоохранения и проведения благотворительных мероприятий.

У вас есть 5 iPhone?

Был минут десять, пока дети не отобрали (смеется).

Расскажите о вашем проекте Virgin Galactic…

Я давно мечтал о том, чтобы создать подобную компанию. Virgin Galactic планирует организовывать туристические космические полеты. Мечта любого человека полететь в космос станет реальней. Также мы будем осуществлять запуски небольших искусственных спутников. На сегодняшний день приняты заявки уже 550 человек, и более 150 человек внесли деньги на депозит. Я рад отметить, что на втором месте по количеству желающих полететь в космос – россияне. Сам полет представляет собой подъем до 16-километровой отметки, затем происходит отстыковка космолета от самолета-разгонщика, дальнейший путь он проделывает самостоятельно. Время полета – 2,5 часа, из них в невесомости – 5-6 минут. На борту космолета может находиться до восьми человек одновременно: двое пилотов и шесть пассажиров. Стоимость одного билета сейчас составляет $200 000. Это дорого, но значительно дороже, если бы вы полетели в космос на обычной ракете или многоразовом корабле. Но мы намерены постепенно снижать стоимость полета. Также хочу особо подчеркнуть, что тот вред, который наносится окружающей среде от полета наших самолетов, в разы меньше, чем от всего остального, что запускают в космос.

Как вы думаете, если все больше представителей человечества смогут увидеть нашу планету из космоса, это как-то изменит их отношение к ней?

Я не сомневаюсь, что из космоса эти люди будут возвращаться уже совсем другими, с другим мировосприятием.

В России не очень любят инвестировать деньги в свое будущее. Во что посоветовали бы инвестировать свободные средства вы?

Главное – это ваш дом, крыша над головой, у вас должно быть свое место на этой земле. Если у тебя есть крыша над головой, завтрак, обед и ужин, друзья, которые поддержат в трудную минуту, все остальное следует воспринимать как дополнительное вознаграждение.

Вы когда-нибудь устраиваете себе полноценные выходные, когда вы не делаете ничего, связанного с работой? Просто позволяете своему мозгу расслабиться, настроиться на творческий лад. Вы планируете «восстановительные» дни, или же постоянно чем-то занимаетесь?

Да, устраиваю. Например, пару недель назад ко мне на Некер прилетели друзья, и я почти полностью отключился от работы. Много играл в теннис, катался на кайт-серфе, рассекал волны на обычной доске для серфинга. Очевидно, очень важно быть в хорошей физической форме, чтобы поддерживать мозг в тонусе. Также необходимо находить время для друзей. Мне очень повезло, что у меня есть остров Некер, куда я могу приглашать друзей и семью, где я могу «развести мосты» и весь день ходить босиком, заряжая внутренние батареи. Здесь у меня есть маленькая команда, так что если возникает необходимость работать, чем я и занимаюсь большую часть времени, я работаю.

Досье

В детстве у Брэнсона была дислексия, которая характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осваивать навыки правописания, что выражалось в низких результатах обучения во время студенчества.

С самого детства Брэнсон был предпринимателем. Известны две его затеи, которые тогда потерпели неудачу: выращивание рождественских елей и разведение волнистых попугайчиков.

В шестнадцать лет Брэнсон оставил школу и переехал в Лондон, где организовал свой первый успешный бизнес, журнал Student.

В семнадцать лет он открыл первую благотворительную организацию – «Student Advisory Centre».

Брэнсон начал свой первый бизнес, связанный со звукозаписями, после путешествия по Ла-Маншу и приобретения на распродаже коробок с записями, помеченными как бракованные. Он продал эти записи, развозя их на собственной машине по розничным точкам Лондона. В 1970 году он продолжил продавать бракованные записи по почтовой рассылке.

Брэнсон обсуждал с коллегами имя для своего нового бизнеса, и кто-то предложил назвать его «Virgin» (девственница), так как все они были «девственниками» в бизнесе.

Когда Брэнсон заработал достаточно денег на магазине звукозаписи, он купил городскую недвижимость, где построил студию звукозаписи. Он сдавал студию в аренду начинающим музыкантам.

В 1971 году Брэнсон был арестован и обвинен в продаже в магазинах Virgin записей, которые декларировались как экспортные товары. Он урегулировал судебное дело с таможней Англии и Акцизным управлением договоренностью об уплате неоплаченной пошлины и штрафов. Мать Брэнсона, Ева, перезаложила семейный дом, чтобы помочь уплатить взыскиваемые суммы.

Первым релизом Virgin Records был Tubular Bells Майка Олдфилда, который разошелся миллионными тиражами, стал №1 в UK Album Chart и получил премию Grammy как лучшая инструментальная работа. Благодаря успеху Tubular Bells, Virgin Records получила ресурсы для дальнейшего развития. Компания подписывала контракты с такими группами, как Sex Pistols, с которыми другие компании работали неохотно.

В 1992 году, для того чтобы продолжить развитие авиакомпании, Брэнсон продал лейбл Virgin компании EMI, которая после этого расторгла контракт на 1 миллион долларов США с Sex Pistols. Брэнсон сожалел о продаже, когда она была завершена, так как бизнес по звукозаписи был основой империи Virgin. Позже он основал V2 Records, чтобы снова вернуться в музыкальный бизнес.

Брэнсон – старший из четырех детей. Кроме него, в семье две сестры. Его брат Тед следовал по стопам своего отца, пытаясь сделать карьеру адвоката. Мать Брэнсона, Ева, работала в театре инструктором пилотов планеров и как сопровождающее лицо в полетах.

Из-за дислексии у Брэнсона были плохие оценки по большинству предметов, контрастировавшие с отличными результатами в спорте, особенно в плавании.

Брэнсон женат вторым браком на Джоан Темплман, с которой у них двое детей – Холли, работающая сейчас доктором, и Сэм Брэнсон. Пара поженилась, с согласия Холли, когда ей было восемь лет, на острове Necker Island в 1989 году.

Брэнсон владеет островом Necker Island площадью 300.000 м2 в составе Британских Виргинских островов. Он также владеет недвижимостью на Карибском острове государства Антигуа и Барбуда.

В 1998 году Брэнсон выпустил автобиографию, озаглавленную «Теряя невинность», ставшую международным бестселлером. В сентябре 2008 года он выпустил книгу «Обнаженный бизнес» (англ. Business Stripped Bare), которая приоткрывает закулисные тайны некоторых из его самых рискованных и самых смелых бизнес-решений. Обе книги опубликованы Virgin Books.

Брэнсон глубоко скорбел о гибели в сентябре 2007 года друга-путешественника Стива Фоссета и в октябре 2007 года написал статью для журнала Time, озаглавленную «Мой друг Стив Фоссет», которая заканчивается просьбой молиться о его друге.

Логотип Virgin на болиде Brawn GP – самой успешной команды «Формулы-1» 2009 года.

В 1997 году Брэнсон взялся за то, что большинству казалось одним из его рискованных бизнес-деяний, войдя в железодорожный бизнес. Его компания выиграла франшизы на создание секторов железной дороги в пересеченной сельской местности.

Брэнсон разработал бренд Virgin Cola и даже Virgin Vodka, которые не были особенно успешными начинаниями. В результате этих безуспешных действий сатирический британский двухнедельный журнал Private Eye критиковал Брэнсона и его компании.

Брэнсон судился с авиалиниями British Airways за право владения лейблом в 1992. British Airways столкнулись с горьким поражением, решением по делу, уплатой  $500 000 Брэнсону и  $110 000 в будущем его авиакомпании, а также обязательством платить легальные отчисления до  $3 млн. Брэнсон разделил свою компенсацию (так называемый «бонус BA») между своим персоналом.

В 2004 году Брэнсон объявил о заключении сделки, по которой новая компания по космическому туризму, Virgin Galactic, лицензирует технологию, лежащую в основе корабля Spaceship One для коммерческой перевозки пассажиров в космос. Virgin Galactic планировала сделать полеты доступными общественности по билетам стоимостью около $200 000 США.

Следующим начинанием Брэнсона с Virgin Group будет Virgin Fuels, которое должно стать ответом на глобальное потепление и резкий скачок цен на топливо, предлагающим революционное, дешевое топливо для автомобилей и, в ближайшем будущем, самолетов. Брэнсон отметил, что раньше он был скептиком в вопросе глобального потепления и был вдохновлен на это решение в ходе завтрака с Элом Гором.

Брэнсон получил прозвище «лидер трансформаций» на лексиконе менеджмента, с его независимыми стратегиями и акценте на Virgin Group как организации, ведомой неформальностью и информацией.

Брэнсон пообещал инвестировать доходы Virgin Atlantic и Virgin Trains в исследования в области экологически безопасного топлива. Предполагается, что инвестиции составят свыше $3 млрд США.

В 2006 году Брэнсон продал свою компанию Virgin Mobile кабельной сети Великобритании за  $1 млрд. Частью сделки являются условия, что компания будет выплачивать минимум  $8,5 млн в год за использование имени Virgin.

В 2006 году Брэнсон основал развлекательные компании Virgin Comics и Virgin Animation, сфокусированные на создании новых историй и персонажей для глобальной аудитории.

В 2007 году Брэнсон открыл Virgin Haelf Bank, предлагающий будущим родителям шанс сохранения стволовых клеток в пуповинной крови детей в частных и публичных банках стволовых клеток после рождения ребенка.

9 февраля 2007 года Брэнсон анонсировал приз за глобальные научные технологии –  Virgin Earth Challenge. Приз будет наградой в $25 млн отдельному лицу или группе людей, которые смогут продемонстрировать коммерчески жизнеспособную разработку по удалению антропогенных атмосферных газов, приводящих к парниковому эффекту. Подобная разработка должна удалять газы ежегодно как минимум десять лет подряд, не оказывая вредного влияния на окружающую среду. Этот очиститель должен будет иметь продолжительный эффект и внести действенный вклад в стабильность климата Земли.

Ричард Брэнсон увлекся футболом, когда спонсировал клуб Nuneaton Borough A.F.C.

10 января 2008 года Virgin Healthcare объявил, что собирается открыть сеть лечебных клиник, которые предложат медицинскую помощь вместе с гомеопатией и дополнительными видами терапии.

В марте 2009 года компания Virgin стала спонсором команды-новичка «Формулы-1» Brawn GP, однако команда начала выигрывать, и спонсорский контракт значительно вырос в цене. Как итог – партнерство ограничилось лишь одним сезоном.

В конце 2010 г. 49 % акций Virgin F1 купила российская автомобильная компания Marussia Motors, возглавляемая Николаем Фоменко. Новый альянс получил название Marussia Virgin Rasing.

В марте 2008 года Брэнсон провел встречу по вопросам окружающей среды на своем частном острове Necker Island на Карибах с участием нескольких известных предпринимателей, знаменитостей и мировых лидеров. Они обсуждали встающие перед миром проблемы глобального потепления, надеясь, что эта встреча заложит основу многих тематических дискуссий, связанных с похожими проблемами. Также присутствовали бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, сооснователь портала Wikipedia Джимми Уэйлс и Лерри Пейдж из Coogle.

Попытка полета Брэнсона и Фоссета на воздушном шаре закончилась неудачей в Тихом океане 25 декабря 1998 года.

Ричард Брэнсон предпринял несколько попыток побить мировые рекорды, начиная с 1985 года, когда он предпринял попытку получить Голубую ленту Атлантики за самое быстрое пересечение Атлантического океана. Его первая попытка на судне Virgin Atlantic Challenger привела к тому, что лодка перевернулась в водах Британии, была спасена вертолетом Королевских ВВС Великобритании и получила большое освещение в прессе. Некоторые газеты обратились к Брэнсону с требованием возместить правительству все расходы на его спасение. В 1986 году на собственном судне он побил мировой рекорд, пройдя расстояние на два часа быстрее. Год спустя его воздушный шар на горячем газе пересек Атлантику. Это был самый большой воздушный шар с объемом 2,3 млн кубических футов и первый воздушный шар на горячем газе, пересекший Атлантику. Он развивал скорость 209 км/ч.

В марте 2004 года Брэнсон установил рекорд самого быстрого пересечения Ла-Манша, проплыв от Дувра до Кале в транспорте амфибии Gibbs Aquada за
1 час 40 минут и 6 секунд.

В сентябре 2008 года Брэнсон и его сын предприняли попытку установить рекорд Истборна в пересечении Атлантического океана под парусом. Попытка закончилась неудачей – лодка пришвартовалась на Бермудах после того, как парус был сломан жестоким штормом.

Брэнсон был приглашенным актером, обычно исполнявшим себя в нескольких телешоу, включая «Друзья», «Спасатели Малибу», «Дуракам везет».

Брэнсон также был звездой реалити-шоу на канале телекомпании Fox, называвшегося  The Rebel Billionaire, в котором шестнадцать конкурсантов соревновались в предприимчивости и силе приключенческого духа.

Высокий публичный статус делает Брэнсона открытой мишенью для сатиры. Серия комиксов 2000AD производства Zenith представляет пародии на Брэнсона, который там изображен как супер-злодей. Также карикатура на него есть в мультсериале The Simpsons.