ВOЗВРАЩЕНИЕ К ПРОЙДЕННОМУ

Москва – это непрерывное нагромождение возмутительных проектов, каждый из которых разрушает среду, но затем ею же переваривается. Новый небоскреб в центре столицы, хочется верить, не станет исключением.

Копия 411fa8b48107e7aed067268a51a4a44a42b81dcd

 

Это сооружение окрестили «бетонной пирамидой Хеопса» и «башней Иштар», однако реальное название куда скучнее – многофункциональный комплекс «Оружейный».

Многофункциональный комплекс (МФК) «Оружейный» входит в число наиболее известных долгостроев столицы. Стройка началась в 2006 году, но в 2008-м была приостановлена из-за нехватки финансирования. Затем проектом поочередно занимались разные инвесторы. В 2010 году, с приходом мэра Москвы Сергея Собянина, работы на объекте возобновились.

Общие зоны бизнес-центра отделаны дорогостоящими качественными негорючими материалами, современными инженерными системами, в том числе системами поддержания климата в офисах и общих зонах: приточно-вытяжная вентиляция, центральное кондиционирование с возможностью выбора режима кондиционирования и температуры. О пожарной безопасности позаботится система оповещения о возгорании, система пожаротушения и система подпора воздуха при возгорании.

Многофункциональный комплекс «Оружейный» – скандальный небоскреб, построенный в Оружейном переулке. В период строительства и после его завершения проект не раз подвергался субъективной критике по поводу неуместности размещения подобного объекта на Садовом кольце. Однако если бы город решил сносить объект, пришлось бы компенсировать инвестору 2–3 млрд рублей. Дешевле было достроить.

Проект здания разработан коллективом архитектурного бюро «Моспроект-2» имени М.В. Посохина, автором проекта выступил сын советского архитектора Михаил Михайлович Посохин. По сути, той же мастерской Посохина принадлежит и Кремлевский дворец съездов, и Новый Арбат, и здание Минобороны. По агрессивному воздействию на среду комплекс «Оружейный» сравним с тем же самым Новым Арбатом.

Ходят слухи, что на внешний облик здания автора проекта вдохновили неосуществленные проекты застройки Нового Арбата и сталинских высоток. Комплекс состоит из вертикально-ступенчатых объемов разной высоты: 28-этажной башни и двух примыкающих к ней 13-этажных блоков, при этом имеет достаточно лаконичное внешнее оформление – его основу составляют вертикальные колонны и зубцы на фасаде здания. Общая высота дома вместе со шпилем составляет 165 м, что формально позволяет называть его небоскребом.

Внешний вид высотки стал для москвичей камнем преткновения: его либо любят, либо ненавидят. Те, кому здание в Оружейном переулке нравится, указывают на его оригинальный стиль и сходство со ступенчатыми американскими небоскребами; другие утверждают, что оно прямой наследник сталинских высоток. Противники проекта заявляют, что высотка выглядит как нелепое нагромождение кубов, похожее на зиккурат или пирамиду, и совершенно не вписывается в городскую среду. Опять же, подмечается «американистость» постройки: противники убеждены, что таким строениям не место в центре Москвы.

В конце 1980-х на месте небоскреба был пустырь.

В советское время на узловых точках Садового кольца, где оно пересекается с магистралями, были предусмотрены высотные здания. По той же логике разрабатывали несколько вариантов застройки для места пересечения Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц – среди прочих планов были две мини-копии сталинских высоток и одно стоэтажное здание.

В лужковскую эпоху, когда московский стройкомплекс гнал квадратные метры погонными скоростями, на пустовавшей площади появилось два участка с разными владельцами: одним из них был «Дон-строй», вторым – некое ЗАО «Дизар». Первоначальный проект предусматривал создание единого комплекса из дон-строевского офисного центра и дизаровской гостиницы. Однако «Дизар» со своего участка снес руины дома-кузницы XVIII–XIX веков, которая попала (возможно, по ошибке) в список подлежащих к восстановлению памятников истории. И поплатился: право на строительство аннулировали, хозяина фирмы Шалву Крихели оштрафовали на 400 тысяч рублей. После скандала единственным застройщиком остался «Дон-строй» – на его участке выросла высотка; на втором благоустроен сквер.

Осенью 2007 года ЗАО «Дизар» обвиняло компанию «Софицентр» в попытках рейдерского захвата принадлежащего ему на правах аренды участка в Оружейном переулке, вл. 45. Участок площадью 0,78 га «Дизар» получил в 1995 году от Москомзема, заплатив за права аренды $3,5 млн. Представители «Дизар» утверждали, что в 2004 году «Софицентр» заключил с агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры договор аренды здания по адресу Оружейный переулок, д. 43–45, стр. 6–7. По условиям договора «Софицентр» должен был восстановить находившийся там дом-кузницу, который агентство признало памятником федерального значения. Но паспорта на этот объект как на объект культурного значения тогда не существовало, признало позже Главное управление охраны памятников Москвы. А в октябре 2006 года объект был снесен. «Когда мы получили этот участок, от дома-кузницы оставалась одна стена, степень изношенности объекта превышала 90%», – сказал тогда руководитель «Дизар». Представители Москомархитектуры сообщали, что в ведомстве знакомы с этой проблемой и претензий к компании «Дизар» не имеют. В пресс-службе префектуры ЦАО утверждали, что объекты двух компаний расположены на соседних участках, при этом участок, арендуемый компанией «Дизар», является городским, а участок «Софицентра» – федеральным.
Получение прав аренды на объект автоматически означает получение прав пользования на землю под ним, поэтому федеральные власти нарушили права компании «Дизар», передав часть ее земли в пользование другой структуре», – констатировали ситуацию юристы.


У девелопера был порядок устраивать что-то вроде внутреннего конкурса: компания заказывала концепции разным архитектурным бюро и выбирала из них тот проект, в который была готова вкладываться дальше. Автор победившего варианта в Оружейном переулке – Михаил Плеханов, который 37 лет трудится в любимом Лужковом «Моспроекте-2», – хвалит эту практику. Говорит, что в отличие от многих государственных конкурсов работу участников всех соревнований «Дон-строй» оплачивает. Михаил Плеханов вспоминает, что в конкурсе среди прочих участвовало бюро Ричарда Роджерса – соавтора парижского Центра Помпиду, провозвестника архитектурного хай-тека. Однако заказчик захотел сделать «что-то московское». «Мы долго обсуждали, что бы это могло быть, – говорил Плеханов, – в итоге решили, что традиция сталинских высоток может быть продолжена».

На критику его проекта у Михаила Плеханова также нашелся ответ: «Небоскребы Нью-Йорка и Чикаго по своей архитектуре вытянуты вверх по одной простой причине: места развиваться вширь у них не было из-за дороговизны земли в центре города. Московские же высотки расширяются книзу, напоминая о русской культовой архитектуре. Следуя традициям, мы использовали тот же прием. Кроме того, мы добавили собственные элементы в стиле ар-деко: например, декоративную решетку над входным вестибюлем. Мнения моих коллег об «Оружейном» разделились. Кто-то из них считает, что на этом месте должно было стоять здание в стиле хай-тек, но мы хотели поставить здание, которое было бы в большей степени характерно для московской архитектуры. Кроме того, наш заказчик также проникся архитектурой ар-деко. В любом случае получилось запоминающееся сооружение».

Летом 2011 года на рынке обсуждалась возможная покупка большей части площадей в МФК «Оружейный» структурами Алишера Усманова для размещения офисов своих медиакомпаний, например издательства КоммерсантЪ.

На сегодняшний день известно, что две трети площадей небоскреба займет Сбербанк, треть – «Мегафон», а в дальней относительно Садового кольца части высотки расположится фитнес-клуб World Class.

Разговоры про вершину здания велись с 2011 года: еще тогда «Моспроект» разработал разные варианты, включая даже купол и куб, но в итоге остановились на шпиле. Это полая конструкция 10 кв. м; в ней не будет каких-либо полезных площадей и даже отопления, однако предусмотрена смотровая площадка.

Установить шпиль на здании было принято в первую очередь для поддержания архитектурного облика Москвы и сохранения известного символа города – высотки, ставшего достопримечательностью. Вместе со шпилем высота здания составит 165 м, площадь объекта останется неизменной – 119,3 тысячи квадратных метров.

На крышу здания можно подняться на лифте. Всего в нем установлено 38 лифтов.

На верхнем этаже будет открыт ресторан со смотровой площадкой и шикарным видом на Москву.

Под землей располагается парковка в шесть этажей на 1200 машин, гидроизоляция которой от грунтовых вод была отдельной проблемой, тормозившей стройку.

В здании нет горизонтальных акцентов, согласно концепции оно построено «по принципу вертикального падающего водопада». Еще одна технологически более близкая аналогия – ступеньки эквалайзера на старом музыкальном центре. Это ощущение подчеркнет и подсветка, которая буквально превращает архитектуру в дубайский аттракцион. Свет будет идти вертикально, по праздникам шпиль собираются раскрашивать в корпоративные цвета Сбербанка, у главного входа на фасаде запустят бегущую строку с котировками.

Атриум небоскреба украсят огромной люстрой в два этажа. Своей формой она будет повторять шпиль – только повернутый вниз.

Отель «Нью-Йоркер» называют ближайшим братом-близнецом «Оружейного».

По иронии судьбы современный небоскреб соседствует с одной из первых высоток Москвы начала XX века – восьмиэтажным доходным домом А.В. Лобозева (1911–1912) по проекту Эрнста-Рихарда Карловича Нирнзее, одного из самых загадочных архитекторов Москвы, имя и годы жизни которого до сих пор не установлены с точностью.