Что нового в грядущем театральном сезоне в обзоре нашего театрального критика Анны Бояриновой.

Нынешний театральный сезон обещает стать для сцены своеобразным экзаменом – 2019 год в стране официально объявлен Годом театра. Президент подписал соответствующий указ с формулировкой «в целях дальнейшего развития театрального искусства». Внимание к новым постановкам будет повышенным, прежде всего, со стороны государства, финансирующего театры. Поэтому последние хотят если не удивить, то хотя бы не сильно смутить оригинальностью постановок. Впрочем, судя по афишам, впечатления обещают быть смешанными.

Самый успешный драматический театр страны, московский театр им. Евгения Вахтангова, уже 15 сентября откроет сезон премьерой «Фальшивая нота» по пьесе современного французского то ли актера, то ли сценариста, то ли режиссера Дидье Карона (в театре его представили как человека, успевающего все и везде). Театралы в предвкушении –  за постановку взялся худрук Вахтанговского, один из самых успешных режиссеров наших дней Римас Туминас, в прошлом сезоне не поставивший в родных стенах ничего. Главную роль решено отдать худруку столичного театра Эстрады Геннадию Хазанову – он сам нашел эту пьесу, сам предложил ее Туминасу, и все закрутилось. Его партнером станет всеми любимый вахтанговец Алексей Гуськов.   

Любопытно, что Хазанов засветится в главной роли и в другой премьере сезона, но уже в театре Ленком. Речь идет о спектакле «Американские горки» по пьесе Эрика Ассу. Все-таки, комплекс абитуриента, провалившегося при поступлении в театральные вузы, не отпускает Геннадия Викторовича – он учился в МИСИ, цирковом училище, а актерского образования не получил, и в этом сезоне как будто решил исправить ошибки своей судьбы. А худрук Ленкома Марк Захаров поставит спектакль «Параллельная реальность» по произведениям Владимира Сорокина.

МХТ им. А.П. Чехова, ведомый новым худруком Сергеем Женовачом, обещает аж восемь премьер. Это с учетом постановок, которые выйдут в Студии театрального искусства самого Женовача, ставшей отныне филиалом московского художественного. Среди них: «Сережа» по мотивам толстовской «Анны Карениной» в постановке Дмитрия Крымова и «Офелия боится воды» в постановке Марины Брусникиной, – это сыграют в Камергерском переулке. После нового года Женовач на основой сцене МХТ поставит булгаковский «Бег». А в Студии внимание, ожидается, будет привлечено к премьере «100 лет одиночества» по Габриэлю Гарсии Маркесу в постановке Егора Перегудова – она будет идти девять часов с двумя перерывами по субботам. Действительно, когда, если не в Год театра, можно решиться подарить целый выходной театру.

Кстати, перспективы бывших фаворитов московского художественного неоднозначны. Так, Марина Зудина (вдова Олега Табакова, остававшегося до последнего худруком и директором МХТ им. А.П. Чехова), Сергей Чонишвили и Игорь Миркурбанов на сборе труппы не были – они официально не входят в нее, хотя играют главные роли чуть ли не в каждом спектакле Константина Богомолова, бывшего при Олеге Табакове тоже фаворитом. У Женовача позиция строгая: в театре должны работать только свои. А репертуар надо почистить. На этой волне Богомолов решил переделать свой спектакль «Мушкетеры. Сага. Часть 1». Тем более что новой работы ему здесь не предложили.    

Впрочем, и «Табакерку», коей теперь руководит Владимир Машков, тоже ждут перемены. Отныне она называется ТОТ (аббревиатура от Театра Олега Табакова). Прежде всего, в ее репертуар вернут спектакль «Матросская тишина» с Машковым в главной роли.  У Марины Зудиной (здесь она в труппе) нет новых ролей, а ее общего с Табаковым сына Павла, по инсайдерской информации, сняли с ролей в текущем репертуаре.

В Малом театре стабильность и без скандалов – репутация не позволяет. Из ожидаемых премьер здесь «Дальше – тишина» по пьесе Виньи Дельмар в постановке худрука Юрия Соломина с Людмилой Поляковой в главной роли. Маститые театралы еще помнят, как в спектакле по этой пьесе блистали в свое время Фаина Раневская и Ростислав Плятт, было это на сцене театра им. Моссовета. Кстати, сам театр им. Моссовета пока сезон не открыл (это произойдет 16 сентября), но уже известно, что в декабре здесь впервые сыграют лермонтовского «Героя нашего времени» в постановке Юрия Еремина с молодыми артистами труппы в ролях. Пока сезон здесь не открыт, сохраняется интрига – возможно, что-то захочет поставить один из постоянных режиссеров театра, знаменитый Андрей Кончаловский.

Театр им. А.С. Пушкина, в прошлом сезоне на примере «Влюбленного Шекспира» успешно обратившийся к сценической интерпретации голливудского фильма, решил закрепить успех и выдать после нового года постановку по «Догвилю» Ларса фон Триера с Викторией Исаковой в главной роли. Этим займется режиссер Семен Серзин. Театр им. Вл. Маяковского в лице своего худрука Миндаугаса Карбаускиса поставит спектакль «Обломов» с Анатолием Лобоцким. Карбаускис обещает убрать из постановки Штольца (в романе Ивана Гончарова он один из главных героев). Любопытно, что из этого получится, ввиду особенно того, что Карбаускис – мастер сделать из классики длинное и скучное зрелище (театралы это знают на примерах его «Плодов просвещения» по Льву Толстому и «Талантов и поклонников» по Александру Островскому на сцене этой же Маяковки).

Александр Ширвиндт, худрук Театра сатиры, обещает на родной сцене поставить булгаковскую пьесу «Полоумный Журден» (это вольное переложение «Мещанина во дворянстве» Мольера). Театр У Никитских ворот анонсировал свою премьеру сезона – это будет музыкальный спектакль по пушкинской «Капитанской дочке» в постановке худрука Марка Розовского со специально написанной музыкой Максима Дунаевского. А Мастерская Петра Фоменко уже в этом месяце представит премьеру «Мастер и Маргарита» в постановке супругов Полины Агуреевой и Федора Малышева. Они обещают шабаш с одним антрактом и дрессированными котами.