СОКРОВИЩА ALIBABA GROUP: ИСТОРИЯ 1001 ОШИБКИ

Джек Ма, в прошлом провинциальный учитель, а ныне глава и основатель компании Alibaba Group, стал первым китайским бизнесменом, чье фото опубликовали на обложке американского Forbes. В прошлом году его состояние выросло до $29,7 млрд, что позволило Ма стать самым состоятельным человеком в Китае и 18-м в списке самых богатых людей в мире.

Джек Ма

Джек Ма (Ма Юнь) родился 10 сентября 1964 года в провинциальном городке Ханчжоу в юго-западной части Китая. Его родители были музыкантами.

Когда Ма было 12 лет, он решил изучать английский язык. На протяжении восьми лет каждое утро, и в дождь, и в снег, он на своем велосипеде ездил в отель, расположенный в 40 минутах езды от города Ханчжоу, и предлагал туристам услуги бесплатного гида, показывал им окрестности, таким образом практикуя английскую речь. Позже Джек Ма вспоминал: «Эти восемь лет кардинально изменили меня. Я стал более глобализованным, чем большинство моих соотечественников. То, что я узнал от моих учителей и книг, отличалось от того, что рассказывали мне иностранные гости».

В 1979 году Джек Ма познакомился со сверстниками из Австралии. Друзья переписывались шесть лет, и в 1985 году семья австралийцев пригласила Джека к себе на летние каникулы. В свое первое заграничное путешествие он уезжал с полной уверенностью, что КНР самая богатая и счастливая страна в мире. Но, приехав в Австралию, молодой человек понял – окружающий мир совершенно отличается от того, что ему говорили учителя.

Hangzhou Teachers University был лучшим университетом в родном городе Джека. И прежде чем в него поступить, молодой человек два раза провалил экзамены. Джек выбрал профессию учителя английского языка средней школы. Зарекомендовав себя перед преподавателями и сверстниками, он был избран председателем студенческого совета, а позже председателем студенческой федерации города. В 1988 году после получения диплома Джек стал единственным из 500 студентов, которому предложили место преподавателя в родном университете. Его зарплата составляла 100–120 юаней ($12–15) в месяц.

В 1992 году бизнес-климат в КНР стал улучшаться. Джеку хотелось работать в частном секторе. Он обращался во многие компании в поисках работы, но для дипломированного специалиста нашлась только должность секретаря генерального менеджера в закусочной Kentucky Fried Chicken.

В 1995 году Ма отправился в Сиэтл переводчиком с торговой делегацией. В Америке один из друзей показал Джеку, как работает Интернет. Приятели искали слово «пиво» на Yahoo и обнаружили, что о китайских компаниях не было никаких данных. Ма, до этого совершенно незнакомый с компьютером, решил открыть свою интернет-компанию. Молодой предприниматель при помощи жены и друга собрал необходимый стартовый капитал в две тысячи долларов. Компанию, занимавшуюся созданием вебсайтов, Ма назвал «Китайские желтые страницы». Впоследствии он вспоминал: «В день, когда мы подключились к Интернету, я пригласил к себе друзей. Мы три часа ждали, пока загрузится полстраницы. В ожидании мы выпивали, смотрели телевизор, играли в карты. Но я был так горд. Я доказал своим гостям, что Интернет существует».

Джек Ма

Компания Джека Ма конкурировала с China Telecom. В итоге генеральный менеджер China Telecom предложил инвестировать $185 000 в совместное предприятие. Джек не смог отказаться от такого выгодного предложения. Компания China Telecom получила пять мест в совете директоров, а фирма Ма всего два. В совместном деле начались разногласия, и Джеку пришлось оставить компанию.

В 1998 году Ма возглавил Китайский международный центр электронной торговли, являвшийся одним из подразделений Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества. Спустя год он решил оставить эту работу и создать компанию, которая стала бы торговой площадкой мелких и средних предприятий. Джек собрал 18 друзей и в течение двух часов рассказывал им о своем замысле. В конце презентации ему удалось собрать $60 тысяч для старта Alibaba.

В одном из интервью Джек рассказал, почему для названия компании выбрал героя восточной сказки: «Однажды я сидел в кофейне в Сан-Франциско и подумал, что Алибаба – это замечательное имя. Ко мне подошла официантка, и я спросил ее, знает ли она об Алибабе. Она кивнула в ответ. Я спросил, что она знает об Алибабе. «Сезам, откройся!» – сказала официантка. И я подумал: «Да, это – имя!» Потом я вышел на улицу и опросил 30 человек, знают ли они Алибабу? Люди из Индии, Германии, Японии и Китая – все они знали это имя. Алибаба – сезам откройся! Алибаба и сорок разбойников. Алибаба не разбойник. Алибаба – добрый, умный предприниматель, который помог своей деревне. Алибаба открывает дверь в пещеру с сокровищами для малых и средних компаний. Это имя легко произнести по буквам, оно известно по всему миру. Также мы зарегистрировали имя Алимама, на тот случай, если кто-то захочет выйти за нас замуж».

Из-за крайне стесненного финансового положения первый офис компании располагался в квартире. У компании не было лишних денег и плана развития. Каждый доллар партнеры тратили очень бережно. В 1999 году, когда Alibaba получила деньги от Goldman Sachs, а потом от Softbank Corporation, компания начала постепенно расширяться. Через три года выручка фирмы составила пять миллионов юаней в год (около $800 тысяч).

Сам Джек Ма, иронизируя, называет проект Alibaba «1001 ошибка»: «Мы расширялись слишком быстро, а потом во время краха пузыря дот-комов нам пришлось сокращать свою деятельность. К 2002 году у нас было достаточно денег, чтобы держаться на плаву 18 месяцев. Уроки, которые я вынес из мрачных времен в Alibaba, состоят в том, что необходимо делать так, чтобы ваша команда обладала эффективностью, инновационностью и умением видеть перспективу. Кроме того, если вы не сдаетесь, то все еще имеете один шанс».

В период с октября 1999 по январь 2000 года Alibaba выиграла инвестиции венчурного капитала общей суммой $25 миллионов. Начиная с 2003 года Ма основал компании Taobao (китайский аналог eBay), Alipay и Ali Mama. После выдающегося успеха Taobao (в 2006 году eBay был вынужден закрыть свое китайское подразделение из-за нерентабельности) и последовавшего взлета акций Taobao eBay предложила Ма выкупить у него этот бизнес, но тот отказался, так как хотел сохранить контроль над компанией. Вместо этого Ма заручился поддержкой основателя Yahoo, Джерри Янга, который инвестировал в Alibaba $1 миллиард.

Джек Ма

В ноябре 2007 года акции компании были размещены на Гонконгской фондовой бирже.

На 31 марта 2011 года количество зарегистрированных пользователей превысило $65 млн из 240 стран и регионов.

В 2012 году объем продаж на двух порталах группы Alibaba составил 1,1 трлн юаней ($170 млрд). А в 2013 году корпорация реализовала 11,3 млрд заказов на общую сумму более $248 млрд. При этом количество активных клиентов компании превысило 231 млн человек.

В 2012 году Alibaba.com вышла на российский рынок, заключив соглашение о партнерстве с платежной системой Qiwi, а год спустя подключилась и к системе WebMoney Transfer.

Одним из акционеров Alibaba является группа фондов Алишера Усманова и Юрия Мильнера DST. Точная доля компании в китайском ритейлере неизвестна, но предполагается, что DST инвестировала в Alibaba $176,4 миллионов, получив контроль над 0,5% акций.

В 2013 году Ма оставил должность президента компании, но сохранил пост председателя совета директоров.

Сегодня Alibaba Group – публичная компания, работающая в сфере интернет-коммерции, владелец B2B веб-портала alibaba.com. Штаб-квартира расположена в Ханчжоу. Основными видами деятельности являются торговые операции между компаниями по схеме B2B, розничная онлайн-торговля. Компания действует, прежде всего, в Китайской Народной Республике, и по состоянию на дату исторического первичного публичного предложения акций (IPO) 19 сентября 2014 года рыночная стоимость Alibaba составляет $231 млрд.

Компания Alibaba имеет значительный объем свободных финансовых средств, что позволяет ей инвестировать в молодые и динамичные компании преимущественно в интернет-сегменте. Так, в апреле 2013 года корпорация выкупила 18% капитала китайской социальной сети Weibo. А через год Alibaba увеличила свою долю до 30%, общий объем инвестиций превысил $1 млрд. В этом же месяце состоялось IPO социальной сети Weibo, и по итогам первой и ее котировки подскочили на 19,1%, что свидетельствует о наличии высокого интереса среди инвесторов к китайским интернет-компаниям. В марте 2014 года корпорация также приобрела 20% мессенджера Tango.Me, Ing. за $200 млн. В апреле Alibaba полностью выкупила компанию AutoNavi Holdings Limited, которая разрабатывает навигационные карты, за $1,5 млрд. Alibaba имеет доли и в других, более мелких компаниях, что делает ее лидером рынка интернет-услуг в Китае. На данный момент многие из ресурсов и приложений корпорации не коммерциализированы, и это дает дополнительный потенциал роста финансовых показателей компании в будущем, когда эти приложения начнут приносить доход.

Alibaba рассматривает своим целевым рынком Китай, однако компания также нацелена на увеличение присутствия и на мировом рынке. Так, выручка международного подразделения выросла в 2013 году на 10,5% до $669 млн, его доля в общих продажах компании составила 12,1%. Столь существенный рост связан с увеличением популярности торговой площадки Aliexpress в таких странах, как США, Россия и Бразилия. Для того чтобы конкурировать с западными гигантами не только у себя на родине, но и на зарубежных рынках, Alibaba инвестировала $203 млн в конкурента корпорации Amazon.com – онлайн-магазин ShopRunner.

Alibaba

В сентябре 2014 года было объявлено о том, что Alibaba готовится к размещению акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. В официальном пресс-релизе компании говорилось, что компания планирует привлечь $1 млрд, но реальные инвестиции значительно превысили эти ожидания: Alibaba привлекла $21,8 млрд, став одним из самых успешных IPO в истории биржи.

По прогнозам аналитиков, с 2013 по 2016 год оборот рынка интернет-торговли в Китае вырастет более чем в два раза. Дополнительными предпосылками к расширению объемов сектора станут дальнейший рост урбанизации в Китае и увеличение количества пользователей Интернета. Так, в Поднебесной коэффициент проникновения Интернета составляет 48,9%. Для сравнения, этот показатель равен 74,2% в США и 55,8% в Японии. В 2013 году количество пользователей Интернета в Китае выросло на почти на 10% и будет увеличиваться ежегодно на 8–10% в ближайшие несколько лет. Таким образом, количество интернет-пользователей в Поднебесной в 2016 году превысит население всей Европы.

Джек Ма женат на своей однокурснице Чжан Ин. У пары двое детей: сын и дочь.

Предприниматель включен в десятку лучших бизнес-лидеров года, по версии Китайского центрального телевидения, входит в список 25 наиболее могущественных бизнесменов в Азии, по версии журнала Fortune. В 2007 году Businessweek назвал Ма бизнесменом года. Джек включен в списки «30 лучших CEO в мире» согласно Barron’s, в «100 самых влиятельных людей в мире», по версии журнала Time, в «10 самых уважаемых предпринимателей Китая», по версии Forbes China, стал 30-м в списке самых могущественных людей в мире, по версии Forbes, а также имеет звание почетного доктора наук Гонконгского университета науки и технологии.

В 2010 году Джек Ма получил звание «Герой филантропии Азии» от Forbes Asia за помощь бедным и пострадавшим от стихийных бедствий.

Джек Ма известен своим красноречием. Предприниматель является автором множества афоризмов, известных во всем мире. Его фраза «Я хочу влиять на других, а не позволять другим влиять на меня» стала крылатой.

Джек Ма, Alibaba

millionaire.ru, April-May, 2015