Даже самая мощная оборона не способна устоять перед течением времени. Зато теперь некогда засекреченные военные базы доступны туристам.

Россия, Москва. Бункер-42

Расположенный в самом центре российской столицы подземный командный пункт для высшего руководства страны был построен в 50-х годах прошлого столетия, когда холодная война уже стала реальностью. Бункер создавался силами «Метростроя» на глубине 65 метров и был способен защитить от всех поражающих факторов ядерного взрыва. Строили его скрытно, поднимая грунт через шахты, которые ранее использовались при сооружении метро. К 1956 году в пробитых штольнях создали системы жизнеобеспечения, проложили коммуникации и линии связи, оборудовали кабинеты для Верховного Главнокомандующего и других членов правительства, конференц-зал, построили тоннель, соединяющий бункер с кольцевой веткой Московского метрополитена. С середины 1950-х и до 1986 года бункер-42 был командным пунктом управления стратегической авиацией СССР, здесь проводились учения, в ходе которых отрабатывался бомбовый ядерный удар по потенциальному противнику. Сейчас эти некогда секретные подземелья стали музеем. В его экспозиции – многочисленные артефакты холодной войны, среди них и точная копия первой советской атомной бомбы РДС-1 в натуральную величину. Гостям бункера предоставляется возможность пройтись по всем его помещениям, посидеть за пунктами пуска ядерных ракет, взглянуть на имитацию взрыва ядерной бомбы, а затем отобедать в одном из залов убежища.

Цена: стоимость посещения зависит от выбранной экскурсионной программы и стартует от 1700 рублей с человека.

Как добраться: официальный адрес спецобъекта – 5-й Котельнический переулок, д. 11. Это в пяти минутах ходьбы от станции метро «Таганская».

США, Балтимор. Форт Кэрролл

Неподалеку от американского Балтимора, в заливе Чесапик, есть рукотворный остров. Построили его в середине XIX века, а на нем возвели форт Кэрролл для защиты города с моря. В плане форт представляет собой шестиугольник, над каждой из сторон которого возвышаются стены, обращенные в сторону моря. Когда-то за этими стенами стояли 64 пушки, способные вести огонь сквозь бойницы, сделанные по всему периметру крепости. Внутри форта постоянно находился гарнизон – для солдат здесь были построены казармы. В 1853 году на острове возвели еще и маяк, чтобы облегчить навигацию в этих водах. Но в 1864 году форт Кэрролл затопило внезапным наводнением. Военные вернулись на остров только во время скоротечной испано-американской войны, в 1898-м. Небольшие гарнизоны еще размещались в форте во время двух мировых войн, но чаще крепость пустовала. В конце концов Министерству обороны надоело тратить на никчемный объект внушительные средства, и в 1954 году форт был выставлен на торги. За $10 тыс. он достался американскому бизнесмену Бенджамину Айзенбергу, который собирался открыть в стенах форта казино. Однако из этой затеи так ничего и не вышло – остров остался необитаемым, а бесхозная крепость постепенно разрушается. Единственные гости острова – многочисленные птицы, которые с удовольствием обживают покинутый форт. Сейчас даже существует идея превратить остров в заповедник. Несмотря на то что это частная собственность, посетить старинное фортификационное сооружение можно совершенно беспрепятственно – хозяин ничего не имеет против.

Цена: посещение объекта бесплатно.

Как добраться: официального сообщения с фортом Кэролл нет. Однако остров находится столь близко от Балтимора, что доплыть на нем на арендованном в порту катере не составит никакого труда. Энтузиасты используют для этих целей каяки.

Эстония, Таллин. Остров Найссаар

Когда-то остров Найссаар, расположенный в Таллинской бухте, всего в 12 км от эстонской столицы, из-за режима секретности даже не значился на картах. Благодаря своему военному прошлому остров, долгие годы остававшийся запретной территорией, превратился в своеобразный заповедник – природный и исторический. Перед Первой мировой войной по всей Балтике началось строительство комплекса артиллерийских укреплений – Морской крепости Императора Петра Великого. Не остался в стороне и Найссаар, на долю которого пришлось девять батарей. Остатки этих циклопических сооружений из железобетона производят неизгладимое впечатление. Поросшие лесом, покрытые лишайником и мхом гигантские стены, туннели и фундаменты выглядят как заброшенные храмы посреди поглотивших их джунглей. Следующая достопримечательность Найссаара относится к советскому прошлому. Когда-то на острове находились минно-торпедные склады Балтийского флота. Морские мины, лежащие рядами на бетонных площадках посреди леса, – одна из главных примет острова. Мины можно трогать и фотографировать – взрывчатку из них давно извлекли. Бонус к посещению Найссаара – песчаные пляжи, чистейшее море, сосновые леса, изобилие рыбы, грибов и ягод.

Цена: за посещение острова плата не взимается.

Как добраться: попасть на остров можно только летом на  туристическом судне Monica, которое отправляется из Летной гавани Таллина. По предварительному заказу пассажиров на остров доставляет Клуб морского спорта (MTÜ Tallinna Veespordi Klubi) на катере типа RIB.

Великобритания, Северное море. Форты Маунселла

Во время Второй мировой войны британский инженер Гай Маунселл построил в устье рек Темзы и Мерси, в Северном море, необыкновенные укрепления, которые до сих пор поражают воображение и притягивают внимание сотен туристов. Необычная достопримечательность появилась в этих водах в 1942–1943 годах. Тогда для защиты от немецкой авиации и минирования судоходных путей в море были возведены впечатляющие укрепления. Маунселл спроектировал два вида морских крепостей. Одни из них предназначались для королевского военно-морского флота, вторые для британской армии. Сначала были созданы военно-морские форты – их построили на суше, а монтировали уже в море. Больше всего эти сооружения напоминают нефтяные платформы. На них размещался гарнизон численностью до 120 человек. Армейские форты, расположенные в устье Темзы, – это семь связанных между собой стальных башен, возвышающихся над водой на полых железобетонных «ногах». На всех башнях были размещены радиолокаторы, зенитные орудия и пулеметы для борьбы с авиацией люфтваффе, одна из башен, стоящая чуть поодаль, выполняла роль мощного прожектора. Каждый такой форт вмещал более 250 человек. Несмотря на участие в боевых действиях и сложную послевоенную судьбу, большинство фортов сохранилось до нашего времени. Некоторые башни были разрушены налетевшими на них кораблями. По окончании войны форты постепенно выводились из эксплуатации, на одной из башен была устроена радиостанция, на другой обосновались метеорологи. Но по большей части форты стояли заброшенными. В 1967 году бывший британский майор Пэдди Рой Бэйтс захватил один из фортов и основал на нем Княжество Силенд и провозгласил себя князем Роем I. У никем не признанного государства даже была своя конституция и герб. Постарев, князь Рой перебрался в Эссекс, где и умер в 2012 году. Форты Маунселла ветшают, на многие из них уже нельзя безопасно подняться. Но и при осмотре с моря они производят огромное впечатление.

Цена: за посещение фортов плата не взимается.

Как добраться: регулярного сообщения с фортами Маунселла не существует. Самый лучший способ посетить морские крепости – арендовать катер или яхту в прибрежном городке Уитстабл, на юго-востоке Англии.

Граница Хорватии и Боснии и Герцеговины. Авиабаза Желява

Этот некогда крупнейший военный объект Европы ныне лежит в руинах, но даже в поверженном состоянии подземная авиабаза Желява выглядит фантастически. Сооружение объекта-505 Югославия начала в 1957 году и вбухала в его строительство порядка $6 млрд. Ее главное предназначение – раннее предупреждение всех угроз, возникающих в небе над Югославией и сопредельных территориях. На деле база контролировала куда большее воздушное пространство. Созданное в скале под горой Плешевица циклопическое сооружение, способное выдержать прямое попадание 20-килотонной ядерной бомбы, располагало для этого всем необходимым. Под сводами, усиленными железобетоном, находилась система тоннелей для постоянного базирования и обслуживания трех авиаэскадрилий, центр управления, казармы, генераторы, свой источник питьевой воды, столовая на 1000 человек, склады с запасами продовольствия, топлива и боеприпасов, сеть подземных трубопроводов для снабжения базы горючим, на горе Плешевица стоял хорошо защищенный радар. Четыре входа, ведущих в подземный комплекс, закрывались 100-тонными стальными дверями с воздушным подпором. От нападения с воздуха базу защищали многочисленные зенитно-ракетные комплексы, все подходы контролировала мотопехота и военная полиция, у которой было право стрелять на поражение при проникновении на объект посторонних. Авиабаза Желява могла без помощи извне вести боевые действия в течение недели и еще целый месяц держать оборону в автономном режиме. Объект-505 активно использовался во время Югославской войны. Этот вооруженный конфликт, разгоревшийся между республиками СФРЮ, стал первым и последним в военной биографии авиабазы. В 1991 году, отступая, Югославская народная армия взорвала подземный комплекс. Годом позже разрушение базы довершила армия Республики Сербская Краина, подорвав в подземельях 56 тонн взрывчатки. Но даже эти мощнейшие удары не смогли полностью уничтожить уникальный комплекс. Остатки титанических сооружений и сейчас привлекают любителей экстрима. Однако тем, кто жить не может без адреналина, надо помнить, что экскурсия по уцелевшим подземельям авиабазы чрезвычайно опасна – территория буквально напичкана противопехотными минами, оставшимися после Югославской войны.

Цена: плата за визит на бывшую авиабазу Желява не взимается, однако поскольку объект находится в приграничной зоне, возможно, потребуется оформление специального разрешения.

Как добраться: подземный комплекс расположен в получасе езды от курортной зоны Плитвицких озер. Доехать до него проще всего на арендованном автомобиле.

Франция, Сен-Назер. База подводных лодок

Расположенный на атлантическом побережье Франции городок Сен-Назер в годы Второй мировой войны был одной из главных стоянок немецких субмарин. Сразу после оккупации Франции войсками Третьего рейха командование кригсмарине решило использовать порт Сен-Назера для базирования подводных лодок. К работе приступили немедленно – уже в декабре 1940 в Сен-Назере побывали проектировщики, а пару месяцев спустя в порту развернулась большая стройка. База начала принимать первые подлодки летом 1941 года, а спустя год все работы были завершены. Стоянка субмарин вышла внушительной – ее длина составляла 300 м, ширина 130 м, высота 18 м. В пределах этого бункера размещались 14 доков для подводных лодок, мастерские, технические помещения, электростанции, системы насосов, общежития для экипажей, кухни, пекарни, ресторан и госпиталь. Его 8-метровая кровля представляла собой слоеный пирог из железобетона, гранита и стальных балок, что делало базу неуязвимой для атак британских ВВС. Однако немецкие инженеры не подумали об опасности, которая угрожала стоянке с моря. Весной 1942 года этим воспользовались британские морские пехотинцы, совершившие рейд на Сен-Назер. Им удалось протаранить эсминцем «Кэмпбелтаун», наполненным взрывчаткой, сухой док, расположенный рядом с бункером. И хотя сама база при атаке не пострадала, в 1943 году напротив входа в комплекс был построен укрепленный шлюз. Во время войны в Сен-Назере базировались 6-я и 7-я флотилии немецких подводных лодок. После высадки союзников в Нормандии субмарины были переброшены в Норвегию. Но саму базу немцы упорно защищали до самого конца войны. Последняя подводная лодка кригсмарине покинула Сен-Назер 8 мая 1945 года. Комплекс долго пустовал, лишь в 1994 году местные власти решили использовать базу под музейный проект Ville-Port. Сейчас в бывшем бункере расположен морской музей, концертные и выставочные залы.

Цена: экскурсии по базе подводных лодок проводятся с апреля по октябрь продолжительностью 1 час. Стоимость – €6 с взрослого.

Как добраться: из Парижа (от вокзала Монпарнас) до Сен-Назера ходят поезда с пересадкой в Нанте. Поездка займет около 4 часов. На путешествие на автомобиле придется потратить примерно столько же времени. Можно также воспользоваться авиарейсом Париж–Нант (перелет длится 1 час), а остаток пути между Нантом и Сен-Назером (около 60 км) преодолеть на поезде или автомобиле.

Монголия, Баянтал. Советская авиабаза

В 250 км к юго-востоку от Улан-Батора, посреди пустыни Гоби, расположен военный объект, некогда принадлежавший СССР. Это авиабаза Баянтал, построенная на случай войны с Китаем, к которой Советский Союз готовился заблаговременно. Здесь был расквартирован 126-й истребительный авиационный полк 23-й воздушной армии ВВС СССР. Для его нужд в пустыне построили ангары, взлетно-посадочные полосы, склады боеприпасов и топлива, бункеры, бараки и пятиэтажные хрущевки, в которых военные числом до 1800 человек проживали вместе с семьями. Но до выяснения отношений с китайцами дело так и не дошло, и в 1992 году наши летчики покинули Монголию. Заброшенная база ветшала, ее грабили мародеры, и теперь здешний пейзаж, представляющий собой причудливую смесь артефактов советской эпохи и пустынных ландшафтов, выглядит настоящим сюрреализмом. Одну из хрущевок облюбовали непритязательные местные жители, прямо посреди базы периодически устраивают свои стойбища кочевники. Повсюду еще видны приметы советского прошлого – многочисленные лозунги, призывы, клятвы, плакаты и барельефы украшают территорию заброшенной военной базы. Довершает эту фантасмагорическую картину устремленный в небо истребитель Миг-21, установленный на бетонном пьедестале, который уже сильно пострадал от времени и людей.

Цена: плата за посещение авиабазы не взимается.

Как добраться: некоторое время назад через эту часть Гоби проложили автомобильное шоссе. Путь от Улан-Батора до Баянтала на арендованной машине займет не более 4 часов.

Россия, остров Матуа. Японская военная база

Во время Второй мировой войны Япония, занявшая Курильские острова, создала на одном из них мощнейшую укрепленную базу. Остров Матуа был превращен в настоящую крепость, большая часть сооружений которой сохранилась до нынешних дней. Чем занимались японцы на этом ныне необитаемом острове доподлинно не известно – перед капитуляцией они успели уничтожить большую часть документов и оборудования, замаскировать и взорвать многие входы, которые вели к подземным сооружениям базы. Но даже то, что уцелело, производит сильное впечатление. Весь остров пронизан системой противотанковых рвов, траншей, подземных коммуникаций и галерей. В разных его частях можно увидеть ДОТы, ДЗОТы, капониры, артиллерийские позиции, блиндажи, люнеты, шахты и гроты. На территории базы сохранились три взлетно-посадочные полосы из асфальтобетона. Во время войны они подогревались с помощью термальных вод и могли принимать самолеты практически в любое время года. На острове размещался гарнизон из 7000 военнослужащих. Для офицеров в одном из холмов было устроено подземное убежище, существовал бассейн и подземная баня. По одной из версий, на Матуа японцы работали над созданием бактериологического или химического оружия – остатки лабораторных приборов здесь находят до сих пор. Поисковые экспедиции обнаружили в водах, окружающих остров, затонувшие корабли: в районе мыса Юрлова на глубине 110 метров лежит американская подводная лодка USS Herring, неподалеку – немецкий бронепалубный крейсер «Аугсбург».

Цена: плата за посещение базы не взимается. Остров Матуа расположен в погранзоне, возможно, потребуется оформление специального разрешения.

Как добраться: остров необитаем, поэтому регулярного сообщения с ним нет. Оказаться на Матуа можно, только арендовав судно или вертолет на Камчатке или Кунашире.

Загрузка...
Загрузка...