На протяжении многих столетий в европейской культуре старинное фамильное серебро было символом родовитости, знатности и ценным предметом наследования. В этом отношении Британия не была исключением: в английском обществе качественное серебро было показателем респектабельности и основательности. Старинное серебро, созданное английскими мастерами, считается лучшим в мире.

Лариса Крачковская. Коллекционер

Лариса, с чего началось ваше увлечение собирательством столового серебра?
Мои бабушка с дедушкой были из дворян. Их дом, а жили они в частном доме в Самаре, мне напоминал маленький музей. На старинной мебели стояли серебрянные кубки (дедушка увлекался охотой и это были его награды), на стенах висели картины, в стеллажах стояли старинные книги, а когда приходили гости, накрывался изумительный стол. Изумлял он не деликатесами, с этим как-раз в советские годы было более чем скромно, а великолепной посудой, серебряными блюдами, хрусталем. Я до сих пор помню эти тяжелые ложки и ножи с двуглавыми орлами и вензелями. Бабушка при советской власти ни работала ни одного дня. И естественно, все эти сокровища постепенно распродавались, а деньги проедались. К нам часто наведывались разного рода сомнительные личности – скупщики старины. Бабушка их иронично называла «наши кормильцы». Я их не любила и честно говоря весь этот мир антиквариата не люблю до сих пор, а вот любовь к посуде, к столовым приборам осталась. Впрочем, я думаю эта страть присутствует у большинства женщин.

Значит, начало вашей коллекции было положено вашими предками?
Нет! Бабушка с дедушкой все распродали. Последнее, что я помню, – несколько серебрянных ножей и вилок Феберже, но тут уж постарались мои родители. Я никогда не планировала ничего собирать. Купила как-то для себя старинное серебрянное блюдо, потом пару кубков, потом салатницу… А однажды пришла подруга, посмотрела на мой сервант и говорит: «Да у тебя тут роскошная коллекция!» Я присмотрелась – и правда все блестит, сверкает. Сегодня у меня уже более 40 предметов.

Но вы ведь коллекционируете не любое серебро, а именно английское. Почему?
Раньше я собирала то серебро, которое мне нравилось. Работы русских серебряных дел мастеров: Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, братьев Грачевых, Густава Клингерта, Сазикова – достойные и желанные экземпляры в коллекции как начинающего любителя, так и опытного коллекционера. Но со временем мои вкусы стали более определенными. Английское серебро, потому что с XV века оно лучшее в мире. Есть у меня и личный мотив. Мои дети давно живут в Англии, и именно английское серебро в истории наших стран – это такая связующая серебряная нить. Вы, наверное, в курсе, что в музеях Московского Кремля хранится самая значительная в мировых собраниях коллекция английского художественного серебра XVI–XVII веков. Англичане страшно завидуют и готовы выкупить ее за любые деньги, ведь у них такого нет, все давно переплавили на монеты, а в России даже в провинциальных музеях можно отыскать уникальные серебрянные изделия из Англии.

Русские так любили английское серебро?
Во-первых, англичане сами его всячески, как бы сейчас сказали, пиарили – дарили при любом удобном случае. С самых первых официальных контактов между Московией и Англией. Это был английский подарочный бренд. В 1553 году впервые корабль Edward Bonaventurе под командованием Ричарда Ченслера оказался на Русском Севере в устье Двины-реки. Капитан был принят при дворе царя Ивана Грозного и, естественно, пришел не с пустыми руками.Стех пор и повелось. Большое количество произведений английских мастеров разными путями попадало в Россию, но в основном в качестве посольских даров или дипломатических подношений. Кроме того, в виде пожертвований, приношений и даров в Россию привозились английские блюда, кружки и старинные кувшины, попадавшие в состав монастырских ризниц.
Екатерина II заказывала в Англии огромные, так называемые «наместнические сервизы», покупала в подарок своим фаворитам вазы и сервизы. Вот поэтому сейчас в Эрмитаже и Оружейной палате хранятся превосходные коллекции английского серебра, которого не найти в самой Англии.

Какие черты присущи только английскому серебру?
Классическое столовое серебро сочетает в себе британскую респектабельность и сдержанность, строгость и изящество. Оно характеризуется исключительной простотой форм. Это позволяет сконцентрировать внимание на фактуре стерлингового серебра, подчеркивает благородный блеск металла. Взять, например, столовый прибор XVIII века. Серебряные ложки, вилки и ножи в нем выполнены без орнамента и имеют простой закругленный конец черенка, загнутый вниз, а не вверх. Кто-то сочтет подобную форму слишком уж сухой и лаконичной, но истинный ценитель предпочтет купить столовое серебро именно староанглийской модели, в которой строгость декора и чистота контуров подчеркивает красоту драгоценного металла. Кроме того, столовое серебро такой формы полностью соответствует правилам этикета, согласно которым столовые приборы принято класть лицевой стороной вверх. На свободный от узоров черенок традиционно наносилась монограмма владельца, а специальное клеймо указывало на высочайшее качество столового серебра.

Но почему именно английские серебряных дел мастера достигли таких высот, а не, напрмер, не менее известные французские или голландские?
По большому счету славу английского серебра создали именно французские мастера – переселившиеся из Франции гугеноты. Самым известным и значительным из них был Поль Ламери, его работы представлены в Эрмитаже. Талантливым серебряником был также француз Никола Клозан, изготовивший для русской императрицы Анны Иоанновны серебряный трон, ныне находящийся также в Эрмитаже. Но французские мастера не лишили ювелирное искусство Англии самобытности. Английские серебряные изделия по сравнению с французскими более массивны, но отличаются благородной простотой. Орнаментальные детали хорошо согласованы с формой сосудов, хотя и не сливаются с ней так органично, как в работах французских ювелиров. Гладкая поверхность часто сочетается с гравированным узором. Лаконичность форм в какой-то мере искупается чистотой контуров и строгостью декора.
А вообще всем двигала зависть королей к богатству друг друга. Серебряных дел мастерство в Англии издавна относится к одному из наиболее развитых видов художественного ремесла. Но расцвета ювелирное искусство достигло после реставрации в 1660 году Стюартов. Стюарты стремились во всем превзойти Людовика XIV. Карл II очень много заказывал массивную серебряную посуду и утварь.

Вы так хорошо знаете историю…
Вот до чего доводит любовь домохозяек к посуде! Вы наверняка спросите, какая вещь у меня любимая. Так вот любимые – это вещи с историей. Вот купила я недавно пару серебряных антикварных солонок начало XIX века. Купила в Москве. К нам они попали из Молдавии. В Молдавию из Венгрии. Сделаны были в Лондоне. Эти солонки видели коронованных особ и революционеров. К ним прикасались пальчики принцесc и грабителей. Они слышали столько светских сплетен, придворных тайн, интриг, может даже были свидетелями убийств. А сколько они видели необыкновенных явств на праздничных столах! Как же жаль, что эти предметы ничего не могут нам рассказать! Но если коллекционер знает историю эпохи и предмета, он по крупицам, по клейму, по времени многое сможет понять о вещи. И это необыкновенно интересно. Покупая каждый прибор, ты покупаешь тайну, которую, возможно, удастся разгадать. Ну разве это не волнительно? Вот и пришлось и книгами обложиться, и язык подтянуть. В Англии меня одна семья даже несколько раз приглашала в качестве консультанта.

Вы упомянули клеймо…
О, клеймо на серебре – это отдельная увлекательная история. Еще в 1300 году в Англии впервые на государственном уровне был утвержден порядок клеймения предметов, изготовленных из драгоценных металлов. В то же время была определена норма содержания меди в сплаве серебра. На серебряных изделиях появлялось изображение головы леопарда в короне, получившее название «королевская марка».
В XIV веке лондонская гильдия не могла контролировать мастеров по всей стране и, боясь потерять свои государственные привилегии, пошла на компромисс, добившись в 1363 году королевского указа о передаче контрольных мер мэрам всех городов, где имелось серебряное производство. Каждый городской магистрат должен был иметь свое отличительное клеймо. В Эдинбурге, например, был принят символ в виде замка, в Йорке – сдвоенное выпуклое клеймо, где на щите были соединены половина головы леопарда и половина лилии, а в Эксетере – крест и корона.
В начале XVI века участились случаи подделок, и Лондонская гильдия решила установить свою марку гарантии качества, и в 1544 году появилось еще одно клеймо с фигурой идущего льва, который смотрел через плечо и изгибал хвост. Скоро именно эта марка заменила «голову леопарда» как марку гарантии серебряного стандарта, т. е. sterling.
В XVI веке в Англии участились случаи подделки серебряных изделий, поэтому на антиквариат такого характера стали ставить еще одну пробу в виде фигуры идущего льва. На старинном английском серебре начиная с 1478 года устанавливалось специально годовое клеймо, ведь инспекторы, проверявшие качество металла, переизбирались ежегодно, и для каждого из них была определена своя буква алфавита. По окончанию алфавитного цикла новый двадцатилетний период начинался заново, однако мастера изменяли конфигурацию щитка или начертание букв.

Как же все запутанно и сложно…
Это я вам только в общих чертах рассказала. На самом деле английская система контроля за качеством серебра только на первый взгляд кажется сложной. Этот порядок до сих пор остается самым разумным, ясным и понятным во всем мире. Она содержит максимально развернутую информацию о металле, производителе и налоговой системе, оставаясь при этом достаточно краткой. А точное соблюдение буквы закона производителями и тщательный контроль бюрократической машины за этим и привели к логичности клейма и его консервативности. С 1891 года и до сегодняшнего дня на большинстве изделий из английского серебра используют только четыре клейма, без налогового.
Помимо этого в английской системе маркировки существуют еще и специальные юбилейные клейма. Это клейма 1934–1935 годов в честь серебряного юбилея супружества короля Георга V и королевы Мери. Коронационное клеймо 1953 года королевы Елизаветы II и клеймо 1977 года к празднованию «25-летия вступления на престол» в 1952 году.

А как с клеймением обстоят дела в России?
И в России все ювелирные украшения из драгоценных металлов, предназначенные для продажи, должны соответствовать одной из действующих в стране проб и иметь клеймо. Контроль за выполнением этого условия осуществляет инспекция пробирного надзора. Она при клеймении ювелирных изделий пользуется государственными пробирными клеймами установленного образца. По своему назначению клейма делятся на основные и дополнительные. Основные пробирные клейма удостоверяют соответствие изделия требованиям пробирного надзора. Клеймо в виде лопатки применяется для клеймения золотых изделий 375, 500, 585, 750-й проб. Клеймо в виде усеченно-овального с двух сторон эллипса применяется для клеймения серебряных изделий 800, 830, 875, 925, 960-й проб.
С 1994 года в России для клеймения изделий из серебра и драгоценных металлов введено государственное пробирное клеймо с изображением женской головы в кокошнике, повернутой вправо.

stamps_ag

Какая информация заключается в пробе?
Проба – это своего рода паспорт того или иного изделия. С его помощью можно узнать о том, сколько чистого серебра в товаре содержится, а сколько там примесей. Например, если это 925-я проба, это означает, что там 92,5 % чистого металла, а все остальное – это примеси.

А какое серебро самое дорогое?
Металл 999-й пробы, который чаще всего применяют при выплавке слитков, используемых в качестве средств инвестирования. Такие слитки не подвержены чернению и максимально долго способны сохранять привлекательный вид и блеск.

Из какого сплава делалось старинное английское столовое серебро?
Оно делалось по стерлингскому стандарту, то есть из того же сплава, что и старинные серебряные монеты стерлинги. В таком сплаве на 925 частей серебра приходится 75 частей меди. И именно из такого серебра 925-й пробы изготовлена вся английская серия наборов столового серебра. Масса набора на шесть персон составляет 1125 граммов.
Для того чтобы удовлетворить потребности в роскоши более широких слоев населения, создается так называемое шеффилдское серебро. В 1743 году в Шеффилде был найден способ сплавлять серебро с медью. Повышенное содержание меди в сплавах провоцирует появление желтоватого оттенка и быстрое окисление под воздействием воздуха. Такие сплавы нашли широкое применение в литейном производстве и при изготовлении разной домашней утвари.

А что такое черненое серебро?
Черненое серебро получают методом покрытия чистого серебра сернистыми окислами меди или свинца. При нанесении окислов металл чернеет и приобретает аристократический вид. Такие изделия не требуют чистки. В наши дни подобного рода серебро довольно трудно встретить на рынке или в магазинах. В основном там продается его аналог, то есть оксидированное серебро. Это обычная подделка, так как в отличие от оригинала оно может со временем темнеть и истираться. Его просто покрывают особой пленкой, которая защищает изделие от потускнения. Но она не вечна, и через какое-то время эта пленка стирается. Это требует повторного оксидирования. Таким образом покупатели могут быть обмануты и приобрести не тот товар.

Из чего складывается стоимость изделия из серебра?
Из очень многих составляющих. Во первых, стоимость серебряного изделия напрямую зависит от рыночной цены драгоценного металла. Но для коллекционеров, конечно, важен прежде всего художественный уровень исполнения вещи, форма и декор, хотя оценка последнего зависит от личных пристрастий и постоянно меняющейся моды. О многом говорит патина на поверхности металла, однако решающее слово принадлежит клеймам с именем мастера и датой. Умение распознать и отличить подделки от аутентичных предметов, почувствовать соответствие временной стилистики старинной вещи клеймению, наличие или отсутствие тех или иных характеристик – все это дает ключ к успешному коллекционированию серебра и надежному вложению ваших денег.

Как не нарваться на подделку?
Для начала нужно удостовериться, а действительно ли приобретаемый предмет из серебра. Для этого существует много способов: современные реактивы и приборы, а также бытовые методы определения подлинности серебра. Хороший указатель клейм поможет идентифицировать серебро; не стоит выучивать все литеры, обозначающие дату, и клейма мастеров – их слишком много. Клейма серебра можно посмотреть в сети или купить книжку. Будьте готовы, что предмет может оказаться серебрением.

Можете выделить какой-то признанный бренд, создающий столовое серебро?
Пожалуй, это крупнейшая английская фирма, работающая с серебром с начала XIX века, «Сторр и Мортимер», которая к середине столетия была переименована в «Хант и Роскелл». Ее мастера в основном работали с натуралистическими формами и сюжетами, появлявшимися на самых разнообразных предметах обихода, от сервизов и столовых наборов до платяных щеток и ножниц.

Где вы покупаете экспонаты для своей коллекции?
Подлинное антикварное серебро, созданное до XVIII века, последнее время все реже встречается в свободной продаже, обычно за такие вещи идут настоящие бои на аукционных торгах. И стоит оно миллионы. Но столовое серебро XIX века стоит относительно недорого, и его много и в специальных антикварных магазинах, и на интернет-аукционах. Я часто пользуюсь сайтами http://ishtar-antique.ru, http://www.soldes.ru. Там достаточно большой выбор.

Своими экспонатами только любуетесь или…
Все свое антикварное столовое серебро я использую по прямому назначению. Просто хранить в шкафу не люблю и не буду,

 

Загрузка...
Загрузка...