История русских кулачных боев

Кулачные бои

Упоминания о традиционных состязаниях в кулачном бое русских появляются сравнительно рано. Так, один из фрагментов «Повести временных лет», – «видим боигрища утолчена и людей множество на них, яко упихати начнут друг друга…» (1068), сообщает о состязаниях в борьбе или кулачном бою.

Наиболее древнее изображение кулачных бойцов находится на фреске Киевского Софийского собора XI века. Первое упоминание, которое описывает кулачный бой, мы обнаруживаем под 1274 годом в Лаврентьевской летописи. Так, на духовном сборе во Владимире митрополит Кирилл говорил: «Узнал я… в божественные праздники со свистом, кличем и воплем бьются…»

Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный – единоличный, как, например, бокс в Англии, или поединка, что было и в допетровской Руси; но в том виде, какой они имели в России, – в виде состязания огромных сборищ толпы, одна с другою, этого нигде и никогда не было. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище.

Обычно кулачные бои приходились на большие праздники, летом проводились на улицах или площадях, а зимой на льду замерзших рек и озер – там всегда было достаточно места. Кулачные бои не были чисто «региональным» развлечением. В Москве проходили бои на Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.

Бои сопровождались гуляниями, к месту стычек собирались зрители, а с ними и коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бои, проходившие с попустительства или даже в присутствии представителей дворянства, могли сопровождаться цыганскими оркестрами и даже небольшими фейерверками.

Больше всего боев происходило в масленичную неделю – перед постом люди стремились не только напиться-наесться, но и, насколько возможно, дать волю кулакам. Конечно, регулярно случались и спонтанные стычки, когда что-то не могли поделить две улицы или два берега реки.

С конца XIII века церковь постановила отлучить участников кулачных боев от нее, считая кулачные бои богомерзким делом. А убитых в кулачном бою не отпевать. С тех пор и до Петровских времен кулачные бои были запрещены. Но несмотря на все запреты, кулачные бои проводились вне закона.

Петр I ничего не имел против этого вида состязаний, ему нравилось демонстрировать удаль и силу русского мужика. Петр II издал указ о кулачных боях, они разрешались со строгим соблюдением правил.

Петр II Алексеевич большую часть своего времени посвящал кулачным боям. С XVIII века в русской армии система военно-физической подготовки включала обязательный кулачный бой.

При Елизавете Петровне прошли ожесточенные бои на Миллионной улице, после чего императрица запретила проводить бои в Санкт-Петербурге и Москве.

При Екатерине II кулачные бои носили столь открытый характер, что известные Екатерининские фавориты – братья Орловы и граф Растопчин – пытаются возглавить эту народную забаву, как бы сделать ее государственным установлением. Начав в 1749 году службу солдатом в Семеновском полку и получив чин капитана пехоты, Григорий Орлов особенно ценил коллективный кулачный бой – стена на стену, как военную игру. По их указаниям изготавливаются и затем раздаются бесплатно боевые рукавицы. Кулачные бойцы поощряются ценными подарками, для крепостных крестьян в одном из имений Орловых (Ропше, под Петербургом) организуется специальный манеж, где производится тренировка бойцов. Орловы не только присутствуют на боях, но и лично принимают участие в состязаниях. Насколько серьезной была попытка Орловых унифицировать русские кулачные бои с целью придать им некий государственный смысл, может служить тот факт, что придворному оружейнику Лебедеву было приказано сделать звезду, которая бы могла служить наградой лучшим кулачным бойцам.

В придворной среде и господствующих кругах тогдашнего общества не наблюдалось тяготения к этим видам народной физической культуры. Наоборот, на страсть Орловых к кулачным боям смотрели как на чудачество или, по выражению Дашковой, как на «неистовую вакханалию».

Фактически братья Орловы попытались сделать из русского кулачного боя некое подобие спорта. Эта идея намного опередила свое время и впоследствии, как это всегда бывает в России, вернулась к нам виде английского бокса.

Николай I полностью запретил кулачные бои, как вредные забавы.

После Октябрьской революции года кулачный бой явился пережитком царского режима и был запрещен. Начиная с 90-х годов прошлого столетия русские кулачные бои начали свое возрождение.

Характерная черта стеношного боя – линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания: вытеснить противоположную партию с боевой площадки. В момент схватки линия нередко разрушалась, однако участники стремились сохранить взаимодействие. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно несколько часов до тех пор, пока одна из сторон окончательно не одолевала другую.

Кулачные бои имели твердые правила. Их можно свести к следующим основным положениям:

• бой должен вестись голыми кулаками или в рукавицах;

• никаких твердых предметов, называемых закладками, или пятаков, зажимаемых в ладони, чтобы крепче сжать кулак и усилить этим действие ударов, иметь под рукавицами не полагалось;

• запрещалось нападать на упавшего противника или противника, который присел («лежачего не бьют» – русская пословица, навеянная кулачным боем, стала синонимом русского благородства, аналогична ей и другая пословица: «лежачий в драку не ходит»);

• запрещалось бить с подножкой, наносить удары ногами;

• «мазку не бьют» (под «мазкой» понималась кровь на лице);

• запрещалось «бить с крыла», то есть со стороны, с боку, если противник тебя не видит.

Нарушителя ждало не только суровое физическое наказание, но и общественное осуждение. За соблюдением правил строго следили старики и зрители. Знатоки говорили так: «Игра – драка честна».

Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя, например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей «стены» для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию «стены». Намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного бойца со стороны противника и т. п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нем, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара.

Сценарий проведения состязаний по стеношному бою в целом по России был одинаковым. Бой начинали дети, затем бились подростки, и лишь затем взрослые мужчины.

Стеношному бою, как правило, предшествовали одиночные кулачные бои. В них участвовали «лучшие бойцы». Такие бои проходили по уговору до одного или трех сбиваний противника на землю.

Последнее достоверное известие о проведении кулачного боя стенка на стенку в его исконной, архаичной форме в России зафиксировано на территории Тамбовской области и относится к 90-м годам XX века (Тамбовская область, Сосновский район, с. Атманов Угол). В этом селе до сих пор живут носители традиции.

Загрузка...
Загрузка...