Мария Дегтерева о ситуации в Екатеринбурге.

Батюшки при помощи ОМОНа
обыскали православный храм
и нашли большого покемона
между стёкол двух оконных рам.

Леонид Каганов, вместо эпиграфа

О ситуации, возникшей в Екатеринбурге, слышали, полагаю, все. Несколько дней жители города штурмуют огороженный сквер, где планируется строительство храма Святой Екатерины. Екатеринбуржцы не согласны с решением о застройке и пытаются сохранить сквер, один из немногих зеленых уголков города.

Не утихает борьба и в интернете — сторонники храма и сторонники сквера идут друг на друга с вилами. Конфликт из муниципального перерос во всероссийский.

Вот что пишет жительница Екатеринбурга в комментариях на моей странице:

«Началось это не вчера. Учредители Фонда Святой Екатерины, который строит сабжевый храм — Русская Медная Компания, УГМК и, прости Господи, Сима-Ленд. Первые две уже несколько лет творят в городе полный беспредел с точки зрения градостроительства. Снос недостроенной телебашни, из которой перед этим обещали сделать арт-объект, снос памятников архитектуры, буквально в квартале от места текущих событий находится музей-сад селекционера Казанцева, на который УГМК покушалась ещё в 2007 году, нарисовав на плане пустырь, а теперь добьет окончательно, нарушив нормы инсоляции… в общем, перечислять очень долго можно. Протестов было много и до того, но на них закрывали глаза, мол, «скакуны развлекаются». От местных властей толку никакого — губернатор поселился у этой пары олигархов в кармане, такое ощущение. Ну а в данный момент уже просто one time too much. Я, лоялист, человек, долгое время крайне неодобрительно относившийся к выпадам против церкви по любому поводу — я сейчас всецело с теми, кто там сносит забор и перекрывает улицы. Потому что правда уже надоело. Мы в этом сквере с мужем гуляли и на свадьбу приезжали туда фотографироваться, там выставка цветов на День города проходит всегда, а сейчас всё это под бульдозер»

Я не случайно вынесла этот комментарий — абсолютное большинство близко знакомых мне екатеринбуржцев, которые не являются борцами, революционерами и в целом активистами — придерживаются схожей позиции. Более того, немалая часть этих людей — православные! Которые совершенно не против храма, они лишь за то, чтобы не уничтожать один из немногих зеленых уголков промышленного города. Они за здравый смысл.

Кому выгодно раздувать из муниципального, местечкового противостояния антиклерикальный скандал — я не знаю, но догадываюсь.

Третьи сутки по интернету гуляет минутное видео, где группа людей, подпрыгивая, кричит «Кто не скачет — тот за храм».

Те, кто вчера обвинял либералов, условных «навальнят» в малой вдумчивости и отсутствии рефлексии, сегодня сделали все нужные выводы по одному этому ролику и пошли в атаку. Сработал триггер — враги, революционеры!

У меня к этим людям, собственно, вопросов нет. Я понимаю: сходить на сайт екатеринбургской администрации, найти документы, связанные с постройкой храма, посмотреть на них и сделать выводы — процедура достаточно сложная. Тут еще и думать надо, подключать когнитивные механизмы. Кому нужно это строительство? Кто его будет осуществлять? Только храм ли там планируется или, может, еще какие объекты?

Долго, сложно лень. Можно было и проще. Посмотреть на проект этого храма, например.

Я вот посмотрела. И мне понятно, почему горожане впали в негодование. Когда в Москве планировали ставить памятник Владимиру — я, если честно, сама была готова пойти и протестовать — из чисто эстетических соображений. До сих пор всякий раз, проезжая мимо Боровицкой площади, крещусь, глядя на него. Будем считать, что воцерковилась. Будущий екатеринбургский храм, на мой скромный взгляд, мог бы с памятником Владимиру гармонировать. Где-то в аду есть специальное место, в котором проведут всю оставшуюся вечность плохие художники и архитекторы — вот туда эти конструкции следовало бы поместить.

И даже это сложно. Совершать лишние действия наш интернет-пользователь не привык. Но включить простую человеческую логику! Обычный мыслительный процесс не требует погружения в вопрос, не требует специальных усилий.

Те люди, которые пишут, многозначительно подняв палец вверх,  «Знакомый почерк» или «Узнаете Майдан?» — они в состоянии охватить умом второе звено той логической цепи, которую интуитивно выстраивают? То есть, они всерьез считают, что протестующие екатеринбуржцы свернут от сквера, выстроятся свиньей и пойдут брать телеграф?

Хорошо, но что дальше?

В 90-е был такой фильм «Деревня Хлюпово выходит из Союза». Эти проницательные предотвратители Майдана — они искренне думают, что Урал переживет революцию и отсоединится? Или, возможно, екатеринбуржцы въедут на Абрамсе на Красную площадь, что твой Бабченко, и объявят смену режима?

Меня бесконечно изумляет простая неспособность выстроить элементарные причинно-следственные связи.

Я — человек консервативных взглядов. Больше всего на свете я ненавижу всякого рода революции и марши по бульварам — я точно знаю, что ни к чему хорошему они в моей стране не приводили. Единственное, что иногда срабатывает — протесты именно на муниципальном уровне, тому существует тысяча примеров.

Но почему-то выходит, что горожанин, которому не нравится чудовищно безвкусная конструкция на месте любимого его сквера — тут же превращается в майдауна, школоту, навальненка и врага церкви.

Я категорически отказываюсь жить в парадигме «те или эти». В мире, где существуют охранители-государственники с одной стороны и вышеперечисленные — с другой. Потому что красок в палитре больше, чем две. Потому что единственная идеология, близкая мне — здравый смысл.

И в ситуации с Екатеринбургом — я не за церковь, не против церкви, не за сквер даже.

Я — за здравый смысл. И мне с этой идеей несколько одиноко.

Загрузка...
Загрузка...