Еще в начале XX века на улице было практически невозможно увидеть человека с непокрытой головой. О том, какие шляпы были популярны в то время, о лучших шляпных брендах и знаменитых шляпниках и скором возвращении шляпы в мужскую моду.

Происхождение

История возникновения шляпы начинается с Египта, где в Фивах на стене гробницы нарисован мужчина в головном соломенном уборе. Греки прикрывали голову только в путешествиях. В те времена шляпы были атрибутом знатной прослойки и символом могущества. В давнем Египте большое покрывало из полосатой ткани было привилегией фараонов, другие, кроме рабов, пользовались париками. В эпоху Средневековья головные уборы стали предметом роскоши. Их начали украшать пером, пухом, мехом, лентами и ценными камнями. В XIV-XV столетиях моду на шляпы диктовала Франция. В России тогда замужние женщины носили «кокошники». XIX столетие – эпоха возрождения шляпы. В это время никакая девушка, зрелая дама или ребенок без шляпы не вышли бы на улицу. Правила, позволяющие женщине не снимать шляпу в помещении, сложились именно тогда.

Шляпа, как европейский покрой костюма, означали сословную принадлежность человека. Процесс изготовления шляпки невозможно механизировать. Это всегда не просто ручная работа, а искусство. Образ модистки – мастерицы, которая создает шляпку, – стал популярным. Это приблизило модисток к дамам из высших слоев. Шляпницы доводили до разорения почтенные семейства, и их имена сохранились в русской бытовой культуре наряду с историческими деятелями и прочими знаменитостями. Например, редкий роман первой половины прошлого века обходился без упоминания шляпницы Сихлер, известной в Петербурге и далеко за его пределами.

Виды мужских шляп

Шляпа для джентльмена millionaire.ru

Бытует забавная легенда о цилиндре как о «чудовищном изобретении» 1797 года: «Джон Гетерингтон гулял вчера по тротуару набережной, имея на голове громадную трубу, сделанную из шелка и отличавшуюся странным блеском. Действие ее на прохожих было ужасно!» Пишут, что его даже оштрафовали, но спустя всего несколько лет цилиндр уже оказался на пике моды. И весь 19 век мужчины, как проклятые, носили неудобную высокую шляпу, которая цеплялась за ветки деревьев и дверные проемы, к тому же зрительно делала человека ниже, чем он есть на самом деле. Из-за громоздкости цилиндра в 1823 году во Франции был изобретен «шапокляк» – складной цилиндр. Тулья цилиндра стала мягкой и держалась на распорке, в помещении шляпа складывалась и пряталась подмышку. Из повседневного употребления цилиндры вышли только после Первой мировой войны. Они еще какое-то время носились в торжественных случаях (званые вечера, общественные церемонии, ритуальные похороны, свадьбы). Дипломатический этикет регламентировал ношение цилиндра вплоть до 1970-х.

Котелок

Котелок – один из символов всего истинно британского. Создали котелок примерно в 1850 году. Шляпа изготовлялась из фетра, получаемого из кроличьего и заячьего меха, который пропитывали шеллаком и ртутным раствором!

Котелок быстро стал демократичной шляпой. Его носили как стильный аксессуар к пиджачному костюму, заменившему сюртук, – котелок придавал щеголеватый вид и позволял думать, что каждый может быть джентльменом, если наденет «правильную шляпу». Котелок утратил свою роль с конца Второй мировой войны, но в Англии оставался неотъемлемой частью официального костюма лондонского Сити еще вплоть до 1960-х. Котелки и по сей день можно видеть на скачках в Эпсоме и Аскоте. И сегодня котелок по традиции обязаны надевать гвардейские офицеры, когда они переодеваются в гражданское платье.

Федораmillionaire.ru

Как бы ни были популярны цилиндр и котелок, слово «шляпа» ассоциируется прежде всего с «федорой». Это классическая для джентльмена шляпа с мягкими полями, которые можно носить поднятыми или опущенными. Свое название «федора» получила от одноименной пьесы Викторьен Сарду 1882 года.

«Федору» называют еще snap brim («переломленное поле»), потому что заднюю часть поля этой шляпы принято заламывать кверху, а переднюю – опускать на глаза для пущей таинственности. На тулье «федоры» есть три вмятины. Справа, слева, наверху – для трех пальцев, которыми приподнимают шляпу при виде особо соблазнительной дамы. В конце XIX века в ней щеголяли мужчины и женщины, с Первой мировой вплоть до 50-х годов она оказалась прерогативой сильного пола, а на пороге 80-х «федору» экспроприировали мужественно настроенные женщины, предфеминистки, носившие рубашки с галстуками, жилеты и штиблеты. Сегодня «федора» пребывает втуне и ждет своего часа.

Порк-пай – шляпа, похожая на миску: невысокая почти цилиндрическая тулья с ложбинкой, напоминающей защип пирога (pork pie – свиной пирог), и короткие, загнутые кверху поля.

Трилби – шляпа охотников и наездников: треугольный силуэт, короткие, слегка опущенные поля; чаще других появляется в коллекциях современных марок. Классическая «трилби» должна быть коричневого цвета, а ее тулья должна иметь существенную вмятину в передней части. Когда-то она была любимицей финансовой аристократии, теперь же ушла в народ. Имя шляпы заимствовано у романа Джорджа Дюморье «Трилби». Сегодня «трилби» переживает ренесссанс. Каждый второй рэппер, хип-хоппер, исполнитель прочей новомодной музыки появляется перед телезрителем в мелкоклетчатой шляпке означенного фасона. Из общей массы выделяется стиляга Тонино Каратоне – его «трилби» густо-черного цвета с широкой шелковой лентой и бантиком сбоку.

Хомбург – шляпа с небольшими полями и характерным заломом на тулье.

Панамаmillionaire.ru

Шляпа, сплетенная из листьев пальмы джипиджапа. Она так мягка, что ее можно свернуть в рулон и засунуть в карман. Сама панама обычно соломенного цвета с черной лентой на тулье. Ее история связана со строительством Панамского канала, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Она так хорошо защищала головы строителей и инженеров от солнца, что те полюбили панаму и взяли ее с собой на родину, в Штаты и Европу. Мода на панамы распространилась мгновенно. Особенно она была актуальна для англичан, непривычных к прямым солнечным лучам. В Британии панама стала официальным головным убором для посетителей спортивных состязаний, а также для судей в крикете. Изначально панама ассоциировалась с отвагой и долей авантюризма каналостроителей, позже она стала знаком ученых-историков, раскапывающих древности, – по большей части египтологов. Сегодня панаму носят чудаки, мечтатели и очень богатые люди.

Беретmillionaire.ru

Круглая шапочка из фетра с маленьким хвостиком на макушке. Изобретена во времена Древней Греции. Считается первым изделием из валяного пуха в истории человечества. Береты были популярны в средние века, когда их шили из бархата и обильно украшали. Позже свисающий до плеч берет стал символом бедного, но гордого художника. Последние два века небольшие шерстяные беретки носят малые дети, представители творческой и научной интеллигенции, маляры и плотники, пожилые люди, альпийские стрелки, а также жители Беарна и Шотландии в качестве национального головного убора. Беретку в разные времена любили Мадонна, Диззи Гилеспи, Жан-Поль Сартр, Олег Янковский.

Самая популярная береточная фирма – Kangol. Она поставляла береты на фронт Второй мировой, и с тех пор ей нет равных в своем деле.

Apple cap

По-русски это чудо называют картузом. Довольно объемная мягкая кепка – практически берет с козырьком. В моду «кепку яблочком» ввели поющие негры: буйные негритянские кудри легко помещались в пестрые мешки, а козырек придавал черному парню вид бравый и трендовый. В период рейв-безумия 90-х яркие свисающие картузы пришлись очень кстати. На этот раз их носили клубные завсегдатаи. Apple cap стала полем самовыражения дизайнеров и прогрессивных одиночек с идеями. Картузы делались из меха и бархата, расшивались драгоценными каменьями, расписывались нецензурными словами и флуоресцентными красками.

Бренды

Borsalino

Это больше, чем просто шляпа. Говорят, прежде чем выставить ее на продажу, ее расчесывают вручную не меньше десяти тысяч раз. У этой шляпы широкие поля, и изготавливается она из черной и белой кроличьей шерсти.

Тест на шляпу Borsalino заключается в том, что ее скатывают в трубочку, очень плотную, и протягивают через обручальное кольцо. Если шляпа при этом не мнется и не теряет своей формы, то, значит, это настоящая Borsalino.

Borsalino – особый элитарный стиль, который в течение многих десятилетий служил отличительным признаком высших кругов итальянской и французской мафии. Крутых парней из преступного мира в Милане и Марселе так и называли – borsalino.

История марки началась в 1857 году в Италии, в городе Алессандрия. Джузеппе Борсалино, двадцатилетний итальянец, страстно мечтал делать лучшие в мире шляпы. Он отправился изучать секреты производства головных уборов во Францию, а потом открыл в родном городе собственную небольшую мастерскую. Спустя годы сыновья Джузеппе, продолжившие его дело, увеличили объемы производства шляп в сотни раз. Постепенно имя собственное Borsalino стало именем нарицательным. Под борсалино давно уже принято понимать мягкую фетровую шляпу – федору с шелковой лентой на тулье и тремя вмятинами.

Кинематограф немало способствовал росту популярности шляп Borsalino. Люди в разных уголках мира хотели носить именно то, что украшало головы Гаррисона Форда в приключениях Индианы Джонс или Алена Делона и Поля Бельмондо в фильме с красноречивым названием «Борсалино».

В 1986 году, когда фабрика Borsalino переехала на новый, более современный участок в пригороде Алессандрии, старые помещения подарили Университету Алессандрии под Музей истории головных уборов. Это стало символом мирового признания марки.

Tonak

Чешская фирма Tonak является крупнейшим производителем головных уборов в мире. Основана фирма Tonak J.N.Нuckel в 1799 году. Для получения шерсти фирма Tonak использует специальную породу коз, выращенных на альпийских лугах.

Stetson

Один из самых известных и почитаемых американских шляпных брендов, лихо раскрученный в угоду потребностям ковбоев. Джон Б. Стетсон начинал свое шляпное производство в 1865 году, арендовав за 100$ помещение, и еще на 10$ закупив сырье. В начале XX века компания Stetson производила почти 2 млн шляп ежегодно. В это же время бренд Borsalino выпускал всего 750 тыс. То, что Стетсону приписывается изобретение ковбойской шляпы, не совсем верно, и уж, конечно, не ему принадлежит изобретение фетра, как зачастую можно услышать. Основной и неоспоримой заслугой Стетсона явились, прежде всего, придание фетру особых износоустойчивых, водостойких качеств и организация массового производства и сбыта шляп. Stetson делала головные уборы для золотодобытчиков штата Колорадо. Внезапно озолотившиеся мужчины все как один хотели выглядеть «круто». С началом ковбойского бума в кинематографе акции Stetson взлетели во второй раз. Мужчины, выйдя из «синема», все как один хотели произвести на своих дам истинно ковбойское впечатление. Если мы проанализируем ситуацию 2002 года, то увидим, что нежданно начавшийся бум на стетсоны, сапоги со шпорами и замшевые жилетки с бахромой также негаданно исчез за непрактичностью. Сейчас ковбойские шляпы мы можем наблюдать только на поклонниках блюзов и кантри.

Производные

Фетр – сорт плотного тонкого войлока наилучшего качества, идущий на изготовление шляп, обуви и т.п. (от франц. feutre – войлок). Материал, получаемый валянием пуха (тонкого волоса) главным образом зайцев, кроликов и коз, отходов меха, тонкой и полугрубой шерсти.

Можно выделить три вида фетра для шляп:

• из меха бобра или других животных, например кролика, норки (это наиболее дорогой фетр, 100 % fur felt)

• из смеси меха бобра (или других животных) с шерстью

• из шерсти (100 % wool felt)

Производство фетровых шляп из меха бобра было основано в Голландии и Испании и датируется по крайней мере X веком. К середине XVII века запасы европейского бобра иссякли, в результате чего Северная Америка стала основным поставщиком бобрового меха. Соединенные Штаты также стали крупным производителем шляп, хотя в Англии в 1731 году был принят «шляпный закон», запрещающий экспорт шляп из США. В конце XIX века с появлением паровых машин изготовление шляп кустарным способом в небольших мастерских сошло на нет, и заменилось промышленным производством. Однако и в настоящее время еще остались кустари-одиночки, изготавливающие эксклюзивные образцы шляп в лучших традициях старых мастеров.

Детали

Современные шляпы изготавливаются в основном из фетра или соломы, реже из кожи. С внутренней стороны тульи находится подкладка в виде кожаной или текстильной ленты (с англ. sweatband), в просторечье называемой «подтулейкой». Внешняя сторона тульи украшается декоративными элементами – лентами или ремешками (англ. hatband), а поля шляпы иногда окантовываются по краям (англ. brim trimming).

Шляпы могут быть изготовлены практически любого цвета, но чаще всего это белый, черный, оттенки бежевого и коричневого. Есть еще одна небольшая деталь, которая в настоящее время не играет практической роли, – маленький бантик на задней стороне «подтулейки», символизирующий скрещенные кости и оставленный в дань старым мастерам-шляпникам, работа которых была сопряжена если не со смертью, то с болезнями, вызванными нитратом ртути, применявшимся при изготовлении фетра для лучшего сцепления волокон шерсти.

Шляпник №1millionaire.ru

Самым знаменитым шляпным мастером на сегодня является Филипп Трейси. Ирландец по происхождению, он родился в 1968 г. Образование получил в знаменитом лондонском Королевском колледже искусств. Еще до показа дипломной коллекции благодаря английскому стилисту Изабелле Блоу он приобрел в модных кругах Лондона славу гениального мастера-шляпника.

Трейси предпочитает ручную работу, что делает каждое творение уникальным. Хотя он выполняет шляпы из традиционных материалов – ткани, кружев, цветов и перьев, сочетания их необычны. Его фантазией рождены головные уборы в виде цветка лилии, в виде красного диска, пе¬речеркнутого единственным черным пером. Есть модели в стиле Марлен Дитрих, но почти неуловимое изменение пропорций превращает классическую фетровую шляпу с высокой тульей в нечто неожиданно новое. Трейси создает и простые шляпки, и кепки, продающиеся в обычных лондонских магазинах. Но подлинная его стихия – искусство от-кутюр.

Трейси вернул головные уборы в мир высокой моды. И он единственный шляпник, удостоившийся права представлять свою коллекцию самостоятельно (хотя постоянно сотрудничает с Домами Шанель, Версаче и Валентино).

В 2005 году Трейси спроектировал свадебную шляпку для английской принцессы Камиллы Паркер-Боулз. Также он разработал шляпы для съемок различных кинофильмов, включая фильмы о Гарри Потере и «Секс в большом городе».

В последние месяцы ажиотаж вокруг знаменитого лондонского шляпника возрос в связи с тем, что Леди Гага объявила о намерении взять несколько уроков шляпного мастерства у знаменитого дизайнера.

Носители

Для поп-короля Майкла Джексона черная шляпа была своего рода «визитной карточкой», наравне с его знаменитой белой перчаткой. В конце 2009 года головной убор Майкла Джексона, в котором он появился на церемонии вручения наград MTV в 1995 году, «ушла» на торгах за 60 тыс. долларов.

Михаил Боярский впервые появился в шляпе в знаменитой советской кинокартине «Д’Артаньян и три мушкетера», где он играл главного героя Д’Артаньяна. Образ мушкетера полюбился актеру, из него в повседневную жизнь он «забрал» темную шляпу с полями. Постепенно в шляпе Боярский стал появляться везде, в том числе во время различных вечеринок и заседаний. В шляпе Боярский был и тогда, когда его торжественно награждал президент России в Кремле.

Сам М.С. Боярский обычно шутит на вопросы о своей шляпе:

«Шляпа – вещь не только универсальная, в кризис с помощью шляпы можно отлично заработать. В любой момент выйти в переход метро, положить перед собой шляпу и играть на гитаре».

Еще о шапках

Нуэры и ланги Южного Судана с древности и до сих пор делают шапки из собственных волос. Высота таких шапок достигает полуметра, а вес – нескольких килограммов. Схожим образом распоряжались своими волосами в Древнем Египте. По достижении совершеннолетия египтяне брили головы, а из волос делали парики, которые на ночь снимали. Такой подход к ношению «шапок» они считали гигиеничным и удобным.

Шапка Мономаха – самая «драгоценная» шапка в мире. Символ русского самодержавия был изготовлен в XV веке. Ее украшает более 6о драгоценных камней (жемчуг, рубины, изумруды) и соболья опушка.

millionaire.ru Шапка-ушанка произошла от монгольского малахая. Монгольская шапка представляла собой колпак в виде конуса, скроенный из овчины. Такая мужская шапка была незаменима зимой: ее широкие отвороты защищали лица и щеки воинов татаро-монгольской орды от ветра и метели. Позже овчинные отвороты малахаев начали вертикально разрезать по бокам, полученные в результате «уши» могли завязываться при потеплении погоды на затылке наездника. От таких малахаев и произошли легендарные мужские шапки-ушанки, которые стали популярны на Руси в XVI-XVII веках и назывались «треух». Примечательно, что сейчас шапка-ушанка – символ мужской шапки на зиму, но поначалу в них щеголяли преимущественно богатые русские женщины, которые украшали треухи дорогими тканями и камнями.

По шляпе индейца можно было определить, скольких врагов он уничтожил. Индейцы Северной Америки гордились числом снятых скальпов, которое определяло количество воткнутых в волосы орлиных перьев – та самая шляпа из перьев, которая знакома каждому из фильмов про индейцев.

Выражение «шапочное знакомство» объясняет глубину взаимоотношений. Это выражение, означающее поверхностное знакомство с кем-либо, связано с традицией XIX века. Когда на улице встречались просто знакомые, они в знак приветствия всего лишь приподнимали шляпы, и только друзья пожимали друг другу руки.

Шляпник из «Алисы в стране чудес» был безумен из-за ртути. Дело в том, что во времена Кэрролла в производстве фетровых шляп использовалась ртуть, от токсичных испарений которой у занимающихся этим ремеслом наблюдался тремор, повышенная возбудимость, расстраивалась координация движений и нередко начинались галлюцинации.

Огромные шапки-киверы, входившие в обмундирование гренадеров русской армии, во время продолжительных маршей использовались как дорожные сумки: их доверху набивали разной снедью – фруктами, хлебом, сыром…

Помпон на шапке был придуман для защиты головы французских моряков. Раньше в корабельных помещениях были низкие потолки. А помпон на шапочке предохранял голову моряка от случайного удара головой о потолок.

Факты

Самая дорогая в мире шляпа Montecristi Panama стоит $100 тыс. Она изготовлена из особо качественной соломы, которую делают только в некоторых регионах Эквадора, самым известным дизайнером мужских головных уборов Брентом Блэком. На создание шляпы ушло пять месяцев. Неоценимую помощь прославленному шляпнику оказал Симон Эспиналь, которого Блэк называет лучшим ткачом в мире. Потенциальный покупатель головного убора может быть полностью уверен в том, что другой такой шляпы он не увидит ни в одном уголке планеты.

В 1912 году, когда был поднят броненосец USS Maine, потопленный в гавани Гаваны в 1898 году, на его борту была обнаружена шляпа Stetson, которая провела в морской воде почти 14 лет, подвергаясь воздействию морской воды, грязи и ила. Тем не менее, шляпа была отремонтирована и имела весьма презентабельный вид.

Загрузка...
Загрузка...