Капоэйра
Капоэйра

Когда вы впервые сталкиваетесь с этим чудом, вы обычно говорите, что это невозможно. Тут есть какой-то трюк, обман или просто эти люди наделены какой-то странной и невидимой властью. Невозможно, чтобы тело было настолько гибким и легким, и движение было таким пластичным. Стоять на голове «просто так» или как будто висеть в воздухе, выполняя сложные движения ногами и телом. На фоне ритмической музыки и звучащих голосов скандирующей толпы вы в восторге, и вы хотите попробовать. Все больше и больше людей в мире завоеваны этим ритуальным танцем, привлекательным боевым искусством, акробатическим шоу, традиционным элементом бразильской культуры или тем, как вы хотите это назвать. Это капоэйра.

Общепринятое мнение склоняется к тому, что капоэйра была создана рабами из африканской Анголы, которые трудились на бразильских плантациях в XVI веке. Рабы распространяли капоэйру как метод самозащиты против произвола плантаторов. Используя традиционные негритянские танцы и ритуалы в качестве основы, они создали технику боевых элементов. Они практиковали их каждый день даже во время работы и через них они усовершенствовали свое тело и сознание для реальной боевой ситуации. Боевые движения были «спрятаны» в ритуальных песнях и танцах разных традиционных обычаев.

В XVII столетии беглые рабы с плантаций создали свою собственную общину и несколько поселений на горных территориях. В этих поселениях продолжалось дальнейшее развитие и совершенствование искусства капоэйры, В них оно смешивается с методами борьбы коренных индейцев, а также с белыми мигрантами, которые искали убежища от власти. Постепенно беглецы начали свою «долгую войну» с колониальными правителями. Они захватывали и убивали плантаторов, освобождали рабов, борясь за свою жизнь и свободу. В то же время капоэйра использовалась не только как боевое искусство и метод борьбы. Она также была построена как техника для развития воина, его духовного совершенства и мастерства овладения скрытыми возможностями практикующего. Про многих мастеров капоэйры сложены легенды, в которых говорится, будто они обладают сверхчеловеческими способностями.

Официальная информация о капоэйре относится к 1888 году, когда рабы получили права на свободу. Разумеется, официальная практика не была разрешена, и капоэйра появилась в форме танца во время местных карнавалов и праздничных дней. Постепенно, капоэйра потеряла смысл, как борьба против рабства и вышла на улицу. Многие практикующие нашли приют в крупных городах, где они искали работу. Практика осталась в закрытых обществах и группах, а также спонтанных встречах.

Естественно, реакция власти была отрицательной, практикующие подвергались преследованию со стороны полиции, им грозило тюремное заключение и строгое наказание. До 1920 года имя капоэйриста считалось символом уличного преступника, бандита и обитателя гетто. Среди практикующих были также люди с низкими моральными устоями, которые использовали свои навыки в качестве наемных убийц и организаторов уличных баталий и избиений, часто с трагическим результатом. Они создали неприятную славу капоэйры. Естественно, чтобы справиться с ситуацией, полиция также приняла в свои ряды известных мастеров капоэйры.

Только два десятилетия спустя первые официальные школы капоэйры были созданы легендарным Бимбой (Мануэль душ Рейш Машаду), который уже стал известной личностью. Старый, традиционный стиль по-прежнему носит название «Ангола». Местре Бимба стал создателем нового, особенно популярного стиля капоэйры сегодня, называемый «Региональным». С новым стилем в капоэйру пришли различные техники и движения от других боевых искусств (в основном азиатских). Движения стали более динамичными и привлекательными, насыщенными множеством акробатических элементов. После многочисленных демонстраций и открытых выступлений капоэйры, с 1930 года искусство постепенно приобрело свой новый образ, и капоэйра стала официально признана национальным достоянием Бразилии, частью ее культурного наследия. Усилия были сосредоточены, главным образом, на сохранении живой традиции и специфической культурной ценности капоэйры, которая формировалась на протяжении веков. Различные символические и ритуальные мотивы появились и искали связь с древними корнями африканского искусства.

Сегодня капоэйра известна во всем мире. Особенно высока ее распространенность за пределами Бразилии — в Соединенных Штатах Америки, Франции, Англии, Нидерландах, Италии и других странах. капоэйра сейчас является неотъемлемой частью учебных программ различных школ, университетов, клубов и военных организаций. Элементы этого искусства стали частью движений современных танцев, таких как рэп и хип-хоп. Традиционные мотивы и ритмы все чаще становятся неотъемлемой частью мировой культуры, символом нового, более свободного общества.

Загрузка...
Загрузка...